Ученые предполагают, что ранние фермеры использовали сосуды с носиками для отлучения детей от груди, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Nature.

Некоторые небольшие глиняные сосуды, найденные на ранних европейских фермерских участках, датируемые 3200 до 2450 лет назад, могли использоваться для кормления детей животным молоком.

Химические признаки нечеловеческого животного молока в артефактах указывают на то, что маленькие глиняные контейнеры, ранее найденные в трех детских могилах на юго-востоке Германии, представляют ранние версии детских бутылочек, сообщают исследователи. Носики на горшках такого типа могли доставлять молоко младенцам и маленьким детям во время отлучения от груди, - такой вывод сделали биомолекулярный археолог Джули Данн из Бристольского университета в Англии и его коллеги.

Две из могил, где были обнаружены сосуды, датируются примерно 2800 - 2450 лет назад. Третье захоронение датируется примерно 3200 - 2800 лет назад. Двое детей умерли в возрасте одного или двух лет; третьему, возможно, было шесть.

Наиболее древние образцы подобных глиняных сосудов с носиками, некоторые из которых имеют форму животных, датируются 7500 лет назад в Европе. Такие находки были обнаружены в ранних фермерских деревнях, часто в детских могилах. Возможное использование этих предметов для кормления детей или пожилых и больных взрослых остается неподтвержденным.

Потребление молочных продуктов в Европе началось не менее 6000 лет назад. Исследователи обнаружили, что химические маркеры молочных жиров из свежего молока животных, таких как коровы или козы, появились во всех трех сосудах совместно с грудным молоком. Ученые утверждают, что молоко от коров или других одомашненных существ могло дополняться материнским молоком при отлучении младенцев от груди.