Большая группа исследователей, представляющих 21 страну, по результатам изучения амазонских лесов пришла к выводу о том, что более половины видов деревьев этого региона находятся под угрозой полного исчезновения. Защитить их помогут лишь специальные меры, подводят итог ученые в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Площадь лесов в бассейне Амазонки сокращается с 1950-х годов, но ученые до сих пор плохо понимали, как это влияет на отдельные виды растений. Сейчас ученые сопоставили имеющиеся данные разных лет с текущей картиной и спрогнозировали динамику исчезновения видов на будущее. По их расчетам, из 15 тысяч видов деревьев 36-57% сейчас находятся под угрозой полного исчезновения, согласно критериям Красной книги.

«Мы не утверждаем, что ситуация внезапно стала хуже, мы лишь предлагаем новую, более точную, оценку того, как леса Амазонии уже исчезали и продолжать исчезать в будущем», — пишут авторы статьи.

Сейчас амазонские леса сталкиваются с угрозами, связанными со строительством плотин, добычей полезных ископаемых, последствиями засухи и пожаров, что усугубляется глобальным потеплением. Решить проблему можно за счет расширения территорий природных парков и территорий, принадлежащих исторических племенам, где деревья будут защищены от вырубки. Ученые пишут, что процесс расширения уже начат, и если приложить достаточно усилий, то уникальное биологическое разнообразие амазонских джунглей удастся сохранить.