Депрессивное состояние пациента значимо снижает эффективность лечения при химиотерапии — механизм этого явления описали исследователи из китайского Университета Чжэнчжоу. О результатах исследования авторы доложили на ежегодном конгрессе Европейского общества медицинской онкологии, кратко о них сообщается в пресс-релизе.

При депрессии у пациентов снижалось содержание в крови белка, называемого нейротрофическим фактором мозга (BDNF), что ухудшало реакцию на лекарство и способствовало более частому проявлению побочных эффектов от лечения.

Исследователи работали с 186 пациентами, у которых был недавно диагностирован рак, получающими химиотерапию. За день до начала лечения ученые определили их эмоциональное состояние и выраженность депрессии. Также были собрана другая информация о пациентах, чтобы найти возможные закономерности.

Предсказуемо, самый высокий уровень депрессии диагностирован у людей, рак у которых распространился на несколько органов. Такие пациенты хуже реагировали на химиотерапию и чаще демонстрировали различные побочные эффекты от проводимого лечения. Содержание белка BDNF в крови пациентов прямо коррелировало с числом клеток, погибших от химиотерапии.

Авторы работы отмечают, что врачи должны обращаться больше внимания на эмоциональное состояние пациента. Однако требуются дополнительные исследования, чтобы показать, как именно антидепрессанты влияют на повышение уровня белка BDNF в крови, а значит и на эффективность лечения. На основании этих данных можно будет разработать новые протоколы лечения для онкологических пациентов с учетом их психического состояния.