Сегодня, 2 февраля, отмечают Всемирный день водно-болотных угодий, которые наряду с лесами являются важнейшими регенераторами кислорода. Болота способны накапливать воду и улучшать ее качество, они — пристанище для многих животных, включая редкие виды водоплавающих птиц.

2 февраля 1971 года была подписана Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение. Кстати, в России таких болот насчитывают более 30. Именно с этого дня и начал свою историю праздник, цель которого — привлечь внимание к сохранению и рациональному использованию водно-болотных угодий.

О важности болот нам рассказала Светлана Дедыш, специалист в уникальном  научном направлении — микробиологии болот. Светлана руководит лабораторией микробиологии болотных экосистем в ФИЦ "Фундаментальные основы биотехнологии" РАН.

«Болота населены уникальными микроорганизмами, осуществляющими глобально значимые, мегатоннажные процессы превращения органического вещества. До недавнего времени микроорганизмы болот оставались сравнительно слабо изученными, так как классические микробиологические методы малопригодны для их исследования. Однако в последние десятилетия, с введением в практику молекулярных методов, ситуация кардинально изменилась. Применение метагеномики позволило расшифровать богатое микробное разнообразие болотных экосистем и выявить ряд характерных для болот, но пока малоизученных групп микроорганизмов. Исследованием функциональных возможностей этих микроорганизмов активно занимаются научные коллективы всех стран, имеющих большие площади болот, такие, как страны Скандинавии, Нидерланды, Великобритания, Германия, США, Канада и, конечно же, Россия. Российским микробиологам, хранящим и продолжающим традиции школы С.Н. Виноградского, удалось выделить из болотных экосистем и изучить целый ряд интереснейших новых микроорганизмов, таких как метанотрофные бактерии, метаногены, планктомицеты и ацидобактерии».

Сегодня площадь болот в мире превышает 5 миллионов квадратных километров. Треть  этой территории находится в нашей стране, поэтому болота являются одной из доминирующих наземных экосистем в России. В отдельных регионах Западной Сибири болотами покрыто более 80% территории, причем некоторые из этих болот имеют такую же площадь, как небольшие европейские государства. Крупнейшие водно-болотные угодья в мире находятся в Бразилии, Боливии и Парагвае — это обширная заболоченная местность под названием Пантанал, бо́льшая часть которой располагается в Бразилии.

Все мы любим реки, моря и океаны, а о болотах, если и вспоминаем, то только как о чем-то малоприятном. А между тем болота выполняют ряд важнейших биосферных функций для нашей планеты: они поддерживают водный баланс и являются своеобразным стоком углекислого газа. Один гектар болотных угодий в десять раз эффективней забирает CO2 из атмосферы, чем лес такой же площади.

5 интересных фактов о болотах:

1. Васюганское болото — самое большое не только в России, но и в Европе. Оно образовалось около 10 тысяч лет назад, его площадь составляет 53 тыс.кв.м, а площадь упомянутого выше Пантанала — более 150 тыс.кв.м.

2. Болотный мох (сфагнум) — отличный антисептик, он  не дает развиваться бактериям.

3. Уникальный реликт Ледникового периода — растение жирянка обыкновенная (Pinguicula vulgaris L.) — сохранился на Земле благодаря болотам.

4. На болотах обитает множество пернатых, среди них исчезающие виды птиц: чернозубые гагары и белые куропатки, а также другие крылатые: болотные совы, утки, серые журавли, кулики.

5. Крупнейшая река Европы — Волга — берет свое начало в болотах Валдайской возвышенности. Река Яуза начинается из болот на территории Лосиного Острова, а великий Днепр вытекает маленьким ручейком из болота в Смоленской области России.

Источник фото в тексте и на главной странице: В.К. Антипин / КарНЦ РАН