Перед тем как говорить о Дне этнографа и ярчайших представителях науки, следует сказать о предмете этнографии. В России этнография принадлежит к вспомогательным историческим дисциплинам и изучает материальную и духовную культуру народов, их культурно-исторические взаимоотношения. Предмет науки об этносах — происхождение, расселение народов, их быт и традиции. При этом ключевым методом сбора информации для этнографов служит непосредственное наблюдение изучаемых объектов. В частности, этнограф или живет среди народа, который он изучает, или собственноручно исследует артефакты раскопок. Главные этнографические институты страны — Российская академия наук, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН и Российское географическое общество.
«Помимо профессиональных исторических знаний, этнограф должен обладать несколькими способностями. Как и в любой профессии, здесь могут быть таланты и их отсутствие. Для того чтобы стать этнографом, нужно, во-первых, любить путешествовать, потому что поездки в этнографических экспедициях очень часто бывают затруднительными, некомфортными в житейском плане: например, перемещения из одного населенного пункта в другой, ночевки в палатках, у наших информантов или в других местах, где нам смогут предоставить проживание. В этом плане мы отличаемся даже от археологов, у которых в общем-то довольно стационарный и налаженный быт. Второе качество, необходимое для человека, который решил заняться этнографическими исследованиями, я бы охарактеризовала как любовь к людям: нужно уметь разговаривать с людьми и настроить их на положительный тон, на то, чтобы им захотелось пообщаться с тобой, рассказать что-то. Знания наших информаторов действительно важны и для науки, и для народа, и для нашей страны. В нашей профессии без любви и уважения к человеку, к конкретному информанту стать профессионалом невозможно — ты просто не сможешь создать себе соответствующий источник. И, наконец, третье качество — это умение видеть проблему, подмечать во время сбора материала какие-то моменты, которые помогут решить поставленную задачу: межкультурных, межэтнических взаимоотношений, этнокультурной идентичности и т.д. То есть каждый раз нужно думать, какой материал собрать для того, чтобы решить ту или иную научную проблему. И вот здесь, даже когда работаешь со студенческой группой, сразу видно, кто из ребят имеет такие способности и сможет в будущем стать этнографом-исследователем, а кто не сможет стать этнографом в классическом понимании», — рассказывала в интервью корреспонденту «Научной России» этнограф, руководитель Приобского Восточнославянского этнографического отряда, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник и заведующая отделом этнографии в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Елена Федоровна Фурсова.
Оформление Дня этнографии связывают с именем Николая Николаевича Миклухо-Маклая. «Меня <...> умиляет и приводит в восхищение в вашей деятельности то, что, сколько мне известно, вы первый, несомненно, опытом доказали, что человек везде человек, то есть доброе общительное существо, в общение с которым можно и должно входить только добром и истиной, а не пушками и водкой. <…> Ваш опыт общения с дикими составит эпоху в той науке, которой я служу, — в науке о том, как жить людям друг с другом», — обращался в 1886 г. Лев Толстой с приветственным письмом к известному русскому этнографу, антропологу и путешественнику Николаю Николаевичу Миклухо-Маклаю. Всемирно известный ученый-путешественник, признанный ЮНЕСКО «Гражданином мира», внес весомый вклад в этнографию, поэтому его день рождения (17 июля 1846 г.) стал профессиональным праздником этнографов. По разным источникам, впервые празднование проведено по инициативе заведующего кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ Рудольфа Фердинандовича Итса в 70−80-х гг. XX в.
О каких диких говорит Л.Н. Толстой? Дело в том, что 31 октября 1870 г. Н.Н. Миклухо-Маклай на общем собрании Российского географического общества заявил, что собирает экспедицию в Новую Гвинею к тем самым «диким». Ученые не поняли его порыва изучать папуасов, но не имели возможности препятствовать задуманному.
Миклухо-Маклаю удалось добиться заграничного паспорта и рекомендательных писем для русских консулов в портах и на островах Тихого океана и даже изменения маршрута корвета «Витязь», который совершал кругосветное плавание. «Думать и стараться понять окружающее — отныне моя цель. Море с коралловыми рифами с одной стороны, лес с тропической растительностью с другой — оба полны жизни и разнообразия. Я был доволен, что добрался до цели».
Достичь цели этнографу удалось 2 октября 1871 г. Николай Миклухо-Маклай сошел с «Витязя» на берег залива Астролябия и лицом к лицу встретился с папуасами Новой Гвинеи. Живя среди изучаемого народа, что в те времена считалось крайне опасным, он испытал на себе весь спектр эмоций людей, среди которых поселился пришелец: сначала островитяне приняли его за великого предка Ротея, затем испугались и окрестили Миклухо-Маклая злым духом. «Сегодня в Горенду туземцы серьезно попросили меня прекратить дождь. На мой ответ, что сделать этого я не могу, они все хором заявили, что могу, но не хочу», — вспоминал Н.Н. Миклухо-Маклай. Шло время, и непривычный белый стал для папуасов своим. Его прозвали «Каарам тамо», то есть «Человек с луны», подразумевая ту даль, из которой прибыл путешественник, и его белый, «лунный» цвет кожи. Еще одним прозвищем ученого было «гаре тамо», «человек в футляре», — за обычай носить одежду.
Николай Николаевич следовал главными принципами своей экспедиции: дружелюбию и «включенному наблюдению». У него не было цели «цивилизовать» людей из каменного века, он хотел наблюдать за ними в естественной среде обитания, фиксируя каждую деталь их быта. Наладить отношения помогли небольшие подарки, которые также не могли коренным образом изменить жизнь папуасов. Например, ученый преподнес местным железные иголки и топор, но не давал ружье и спирт. Подаренные вещи до сих пор сохранили свои русские названия: в обиход вошли слова «тхапорр», «абрус» (арбуз или дыня), «гугруз» (кукуруза). Миклухо-Маклай настолько полюбился местным, что папуасы до сих пор называют своих детей его именем.
Важно отметить, что мотивами Миклухо-Маклая были не только научные интересы, но и общечеловеческие ценности. Он был убежденным защитником коренных народов, исследуемых им территорий. Сенсацией для научного сообщества стало его утверждение, что своим строением полинезийцы ничем не отличаются от европейцев, — ученый опроверг мнение дарвинистов, считавших их низшей расой, о большей близости темнокожих рас к обезьянам или промежуточным звеном в процессе антропогенеза. Н.Н. Миклухо-Маклай был убежден, что все расы принадлежат к одному виду, и посвятил своей теории больше 200 научных трудов, которые публиковались в журналах России и Европы.
Ко Дню этнографа «Научная Россия» предлагает вспомнить нескольких выдающихся этнографов, чьи имена вошли в историю российской этнографии, а труды пробудили интерес широкой общественности к исследованию культуры народов мира.
Николай Харузин: автор первого курса этнографии
Николай Николаевич Харузин — выдающийся русский этнограф, историк и археолог, пионер отечественной этнографии и последователь эволюционной школы. Его исследования посвящены обычному праву, религиозным верованиям, семейно-родовым отношениям, истории жилища у разных народов. Работы Харузина считаются классикой российской этнографии, особенно значимы его исследования традиционных культур саамов, хантов, манси и финнов.
Со студенческих лет в 1886 г. и до 1896 г. он вместе с сестрой Верой Николаевной вел обширную полевую этнографическую работу в различных регионах Российской империи, в том числе в Крыму, на Кавказе, в Прибалтике, Сибири, Архангельской и Олонецкой губерниях. Харузин активно занимался архивной работой и систематизацией этнографических материалов, собранных в XVIII–XIX вв.
В 1887 г. Вера Харузина сопровождала брата в экспедиции на Кольский полуостров, результатом которой стала книга Николая «Русские лопари», принесшая ему золотую медаль Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Но Николай Харузин так и не успел издать книгу, его сестра и средний брат Алексей подготовили к печати первый в стране курс этнографии уже после его смерти.
Н.Н. Харузин в 1898 г. первым начал читать курс этнографии в Московском университете и Лазаревском институте восточных языков, тем самым популяризируя науку в стране.
Вера Харузина: исследовательница первобытных культур
Сестра Николая Харузина Вера родилась в 1866 г. в знатной московской семье и стала первой женщиной в России, получившей звание профессора этнографии. Трое ее братьев-этнографов, Михаил, Алексей и Николай, стали ее вдохновителями. Осознанный интерес к этнографии оформился в 1877 г. после посещения Верой этнографической выставки в Москве. Однако Высшие женские курсы в то время были закрыты на несколько лет, и после окончания гимназии девушка уехала учиться в Париж.
Собственные работы В.Н. Харузиной о первобытных религиозных верованиях и древних обрядах рождения и крещения были опубликованы в 1900-х гг. В область ее научных интересов вошла история и этнография первобытности.
Несмотря на паралич, которым Вера Харузина страдала с 1908 г., она продолжала работать и преподавала на Высших женских курсах и в Московском археологическом институте, стала профессором Московского университета, будучи прикованной к инвалидной коляске. Ее учебник «Введение в этнографию» переиздавался до революции и в советское время, а в 1914 г. Вера Харузина получила золотую медаль Русского географического общества.
Лев Штернберг: этнограф в ссылке
Не делай себе кумира из своего народа, своей религии, своей культуры. Знай, что все люди потенциально равны <...>. Кто знает один народ — не знает ни одного, кто знает одну религию, одну культуру — не знает ни одной.
Из «Десяти заповедей этнографа» Л.Я. Штернберга
Лев Яковлевич Штернберг родился в 1861 г. в городе Житомире. С самого детства будущий ученый проявлял любознательность и настойчивость. Он увлекался европейской и русской литературой, трудами В.Г. Белинского, Д.И. Писарева и Н.А. Добролюбова, извлекая из них идеи борьбы с социальной несправедливостью и служения народу. В конце 1870 г. он был захвачен более радикальными идеями. А увидев своими глазами дискриминацию евреев в Российской империи, Лев Яковлевич после окончания гимназии в 1881 г. присоединился к народникам.
Поступив на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета в 1881 г., он продолжал пропагандировать и распространять запрещенную народническую литературу и оправдывал тактику террора. Участие в забастовках привело к исключению Льва Штернберга из Санкт-Петербургского университета. В 1883 г. он перевелся на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе, где продолжил заниматься пропагандой.
В марте 1881 г. после убийства Александра II народниками начались облавы на революционные кружки. В 1889 г. Л.Я. Штернберг был отправлен в ссылку на десять лет на остров Сахалин, где совершенно неожиданно начался его этнографический путь.
Не имея соответствующей подготовки, сахалинская администрация поручила Штернбергу провести перепись «инородцев». Следующие пять лет он путешествовал по всему острову, изучая общественный порядок, верования и обычаи местных народов, таких как гиляки, айны и ряд тунгусо-маньчжурских народностей. Он также собрал богатый материал о фольклоре, археологии и языке этих народов. В 1895 г. он даже побывал на Нижнем Амуре, где изучал жизнь амурских гиляков. Л.Я. Штернберг столкнулся с языковым барьером, что побудило его изучать языки исследуемых групп. Так он начал лингвистические исследования нивхов.
В 1894 г. Штернберг отправился в путешествие на крайний север острова Сахалин. Он путешествовал вдоль западного берега на лодке и пешком, пройдя 840 верст. Результатом стало физико-географическое описание пройденного маршрута, в котором удалось собрать богатый этнографический материал. Во время раскопок на Тыковской косе он впервые обнаружил каменные орудия на территории гиляцкой оседлости.
В течение семи лет он изучал фольклор, археологию, быт и язык коренного населения острова. Его работы о гиляках были впервые опубликованы в «Этнографическом обозрении» в 1893 г. В 1897 г. Императорская Санкт-Петербургская академия наук подала ходатайство о возвращении Л.Я. Штернберга из ссылки, а также предложила ему место этнографа в Музее антропологии и этнографии при академии, где с 1904 по 1914 г. он вел ряд курсов по этнографии для студентов и педагогов
В 1915 г. Лев Яковлевич Штернберг принял участие в организации Высших географических курсов, которые позже были преобразованы в Географический институт, а сам он стал профессором и деканом этнографического факультета.
Евгения Линева: собирательница народных песен
Евгения Эдуардовна Линева, урожденная Паприц, оперная певица немецкого происхождения с редким контральто, училась в Санкт-Петербургской и Венской консерваториях, выступала в Европе и в Большом театре в Москве. Развивая музыкальную карьеру, параллельно входила в Московскую подпольную социалистическую организацию, переводила произведения Фридриха Энгельса и лично встречалась с ним за границей.
Выйдя замуж за инженера-народовольца Александра Логгиновича Линева, она оставила в 1880 г. оперную сцену и организовала в Москве любительский хор, для которого собирала фольклорный репертуар. Позже пара переехала в Соединенные Штаты, где Линева сформировала хор русских эмигрантов и выступала с концертами русских народных песен в разных городах Америки.
Вернувшись 1897 г. в Россию, Линева отправилась в экспедицию в Центральную Россию, где стала одним из первых в мире людей, использовавших фонограф для записи русского фольклора. При помощи собственного метода нотирования Линева записала мелодии севернорусских песен в Новгородской губернии, а в 1903 г. собрала богатый материал украинских песен в Полтавской губернии. До нее музыковедов интересовали исключительно напевы, а филологов-фольклористов — слова. Евгения Линева следовала принципу: «Для народного певца текст немыслим без напева, а напев без текста. Это правило должно быть священно и для собирателя».
За материалы о музыке закрытых религиозных общин Е.Э. Линева была награждена малой серебряной медалью Русского географического общества.
Сергей Широкогоров: исследователь Дальнего Востока
В исследовании тунгусоязычных народов (эвенков, эвенов, ороков, негидальцев и др.) особое место принадлежит Сергею Михайловичу Широкогорову. Русский этнограф, этнолог, востоковед и антрополог известен как автор термина «этнос» в современном значении и как основоположник современной теории этноса.
С.М. Широкогоров родился в 1889 г. в городе Суздале в зажиточной дворянской семье. По окончании суздальской гимназии уехал учиться в Парижский университет. Получив блестящее образование, вернулся в Россию и начал свою научно-педагогическую работу в Санкт-Петербургском университете и одновременно в Музее антропологии и этнографии. В 1916 г. был избран младшим антропологом и назначен хранителем музея по антропологическому отделу. Участвовал в экспедициях по Восточной Сибири и Дальнему Востоку, где в 1912 г. провел полевые этнографические исследования среди забайкальских тунгусов (эвенков, манегров, ороченов), а в 1913–1917 гг. путешествовал по Якутии, Амуру, тунгусским стойбищам Северо-Восточного Китая, занимаясь этнографическими, археологическими и лингвистическими полевыми исследованиями.
Начавшаяся Гражданская война вынудила ученого остаться работать во Владивостоке, где он занимался обобщением данных из экспедиций. Но, опасаясь репрессий, он уехал жить на положении эмигранта в Китай. С.М. Широкогоров проработал около 20 лет в эмиграции в Маньчжурии и Центральном Китае. Не получив в советские годы признания, его труды «Этнос», «Психоментальный комплекс тунгусов», «Социальная организация северных тунгусов», «Опыт исследования основ шаманства у тунгусов» принесли ему известность среди мировых этнографических школ. Опираясь на обширный материал своих этнографических экспедиций к тунгусам, ученый в труде «Психоментальный комплекс тунгусов» дает ценнейшие сведения из области религиозных представлений, социальных отношений тунгусов Маньчжурии. Эта информация легла в основу энциклопедии духовной жизни таежного народа, в частности сущности шаманства.
Источники
Русское географическое общество. Русский бог Океании.
Известия. Несъедобный: как Миклухо-Маклай оказался в каменном веке
Культура РФ. Дамы-этнографы царской России
Wikipedia. Харузин, Николай Николаевич
Wikipedia. Штернберг, Лев Яковлевич
Primamedia. Лев Штернберг: этнограф с душой революционера
Wikipedia. Широкогоров, Сергей Михайлович
Cyberleninka. Забытое имя. Сергей Михайлович Широкогоров как этнограф
Фото на главной странице сайта и на странице: Борис Манушин / РИА Новости
Источники изображений в тексте: Н.Н. Харучик / фотоархив Российского этнографического музея, freepik / фотобанк Freepik, 1971yes / фотобанк 123RF, Галина Киселева / «РИА Новости», freepik / фотобанк Freepik, wirestock / фотобанк Freepik.