Перед тем как говорить о Дне этнографа и ярчайших представителях науки, следует сказать о предмете этнографии. В России этнография принадлежит к вспомогательным историческим дисциплинам и изучает материальную и духовную культуру народов, их культурно-исторические взаимоотношения. Предмет науки об этносах — происхождение, расселение народов, их быт и традиции. При этом ключевым методом сбора информации для этнографов служит непосредственное наблюдение изучаемых объектов. В частности, этнограф или живет среди народа, который он изучает, или собственноручно исследует артефакты раскопок. Главные этнографические институты страны — Российская академия наук, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН и Российское географическое общество. 

«Помимо профессиональных исторических знаний, этнограф должен обладать несколькими способностями. Как и в любой профессии, здесь могут быть таланты и их отсутствие. Для того чтобы стать этнографом, нужно, во-первых, любить путешествовать, потому что поездки в этнографических экспедициях очень часто бывают затруднительными, некомфортными в житейском плане: например, перемещения из одного населенного пункта в другой, ночевки в палатках, у наших информантов или в других местах, где нам смогут предоставить проживание. В этом плане мы отличаемся даже от археологов, у которых в общем-то довольно стационарный и налаженный быт. Второе качество, необходимое для человека, который решил заняться этнографическими исследованиями, я бы охарактеризовала как любовь к людям: нужно уметь разговаривать с людьми и настроить их на положительный тон, на то, чтобы им захотелось пообщаться с тобой, рассказать что-то. Знания наших информаторов действительно важны и для науки, и для народа, и для нашей страны. В нашей профессии без любви и уважения к человеку, к конкретному информанту стать профессионалом невозможно — ты просто не сможешь создать себе соответствующий источник. И, наконец, третье качество — это умение видеть проблему, подмечать во время сбора материала какие-то моменты, которые помогут решить поставленную задачу: межкультурных, межэтнических взаимоотношений, этнокультурной идентичности и т.д. То есть каждый раз нужно думать, какой материал собрать для того, чтобы решить ту или иную научную проблему. И вот здесь, даже когда работаешь со студенческой группой, сразу видно, кто из ребят имеет такие способности и сможет в будущем стать этнографом-исследователем, а кто не сможет стать этнографом в классическом понимании», — рассказывала в интервью корреспонденту «Научной России» этнограф, руководитель Приобского Восточнославянского этнографического отряда, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник и заведующая отделом этнографии в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Елена Федоровна Фурсова.

Типы женщин деревень близ Мезене. Архангельский уезд, 1887 г. 

Типы женщин деревень близ Мезене. Архангельский уезд, 1887 г. 

Источник: фотограф Н.Н. Харучик, фотоархив Российского этнографического музея

Оформление Дня этнографии связывают с именем Николая Николаевича Миклухо-Маклая. «Меня <...> умиляет и приводит в восхищение в вашей деятельности то, что, сколько мне известно, вы первый, несомненно, опытом доказали, что человек везде человек, то есть доброе общительное существо, в общение с которым можно и должно входить только добром и истиной, а не пушками и водкой. <…> Ваш опыт общения с дикими составит эпоху в той науке, которой я служу, — в науке о том, как жить людям друг с другом», — обращался в 1886 г. Лев Толстой с приветственным письмом к известному русскому этнографу, антропологу и путешественнику Николаю Николаевичу Миклухо-Маклаю. Всемирно известный ученый-путешественник, признанный ЮНЕСКО «Гражданином мира», внес весомый вклад в этнографию, поэтому его день рождения (17 июля 1846 г.) стал профессиональным праздником этнографов. По разным источникам, впервые празднование проведено по инициативе заведующего кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ Рудольфа Фердинандовича Итса в 70−80-х гг. XX в.

О каких диких говорит Л.Н. Толстой? Дело в том, что 31 октября 1870 г. Н.Н. Миклухо-Маклай на общем собрании Российского географического общества заявил, что собирает экспедицию в Новую Гвинею к тем самым «диким». Ученые не поняли его порыва изучать папуасов, но не имели возможности препятствовать задуманному. 

Миклухо-Маклаю удалось добиться заграничного паспорта и рекомендательных писем для русских консулов в портах и на островах Тихого океана и даже изменения маршрута корвета «Витязь», который совершал кругосветное плавание. «Думать и стараться понять окружающее — отныне моя цель. Море с коралловыми рифами с одной стороны, лес с тропической растительностью с другой — оба полны жизни и разнообразия. Я был доволен, что добрался до цели». 

Достичь цели этнографу удалось 2 октября 1871 г. Николай Миклухо-Маклай сошел с «Витязя» на берег залива Астролябия и лицом к лицу встретился с папуасами Новой Гвинеи. Живя среди изучаемого народа, что в те времена считалось крайне опасным, он испытал на себе весь спектр эмоций людей, среди которых поселился пришелец: сначала островитяне приняли его за великого предка Ротея, затем испугались и окрестили Миклухо-Маклая злым духом. «Сегодня в Горенду туземцы серьезно попросили меня прекратить дождь. На мой ответ, что сделать этого я не могу, они все хором заявили, что могу, но не хочу», — вспоминал Н.Н. Миклухо-Маклай. Шло время, и непривычный белый стал для папуасов своим. Его прозвали «Каарам тамо», то есть «Человек с луны», подразумевая ту даль, из которой прибыл путешественник, и его белый, «лунный» цвет кожи. Еще одним прозвищем ученого было «гаре тамо», «человек в футляре», — за обычай носить одежду. 

Николай Николаевич следовал главными принципами своей экспедиции: дружелюбию и «включенному наблюдению». У него не было цели «цивилизовать» людей из каменного века, он хотел наблюдать за ними в естественной среде обитания, фиксируя каждую деталь их быта. Наладить отношения помогли небольшие подарки, которые также не могли коренным образом изменить жизнь папуасов. Например, ученый преподнес местным железные иголки и топор, но не давал ружье и спирт. Подаренные вещи до сих пор сохранили свои русские названия: в обиход вошли слова «тхапорр», «абрус» (арбуз или дыня), «гугруз» (кукуруза). Миклухо-Маклай настолько полюбился местным, что папуасы до сих пор называют своих детей его именем. 

Важно отметить, что мотивами Миклухо-Маклая были не только научные интересы, но и общечеловеческие ценности. Он был убежденным защитником коренных народов, исследуемых им территорий. Сенсацией для научного сообщества стало его утверждение, что своим строением полинезийцы ничем не отличаются от европейцев, — ученый опроверг мнение дарвинистов, считавших их низшей расой, о большей близости темнокожих рас к обезьянам или промежуточным звеном в процессе антропогенеза. Н.Н. Миклухо-Маклай был убежден, что все расы принадлежат к одному виду, и посвятил своей теории больше 200 научных трудов, которые публиковались в журналах России и Европы.  

Николай Миклухо-Маклай в Квинсленде в 1880 г. 

Николай Миклухо-Маклай в Квинсленде в 1880 г. 

Источник: Автор неизвестен / общественное достояние / Wikipedia / John Oxley Library, State Library of Queensland

Ко Дню этнографа «Научная Россия» предлагает вспомнить нескольких выдающихся этнографов, чьи имена вошли в историю российской этнографии, а труды пробудили интерес широкой общественности к исследованию культуры народов мира.

Николай Харузин: автор первого курса этнографии 

Николай Николаевич Харузин — выдающийся русский этнограф, историк и археолог, пионер отечественной этнографии и последователь эволюционной школы. Его исследования посвящены обычному праву, религиозным верованиям, семейно-родовым отношениям, истории жилища у разных народов. Работы Харузина считаются классикой российской этнографии, особенно значимы его исследования традиционных культур саамов, хантов, манси и финнов.

Со студенческих лет в 1886 г. и до 1896 г. он вместе с сестрой Верой Николаевной вел обширную полевую этнографическую работу в различных регионах Российской империи, в том числе в Крыму, на Кавказе, в Прибалтике, Сибири, Архангельской и Олонецкой губерниях. Харузин активно занимался архивной работой и систематизацией этнографических материалов, собранных в XVIII–XIX вв.

В 1887 г. Вера Харузина сопровождала брата в экспедиции на Кольский полуостров, результатом которой стала книга Николая «Русские лопари», принесшая ему золотую медаль Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Но Николай Харузин так и не успел издать книгу, его сестра и средний брат Алексей подготовили к печати первый в стране курс этнографии уже после его смерти.

Н.Н. Харузин в 1898 г. первым начал читать курс этнографии в Московском университете и Лазаревском институте восточных языков, тем самым популяризируя науку в стране.

Портрет Харузина Николя Николаевича в издании «Этнографическое обозрение», 1900. №2

Портрет Харузина Николя Николаевича в издании «Этнографическое обозрение», 1900. №2

Вера Харузина: исследовательница первобытных культур

Сестра Николая Харузина Вера родилась в 1866 г. в знатной московской семье и стала первой женщиной в России, получившей звание профессора этнографии. Трое ее братьев-этнографов, Михаил, Алексей и Николай, стали ее вдохновителями. Осознанный интерес к этнографии оформился в 1877 г. после посещения Верой этнографической выставки в Москве. Однако Высшие женские курсы в то время были закрыты на несколько лет, и после окончания гимназии девушка уехала учиться в Париж.

Собственные работы В.Н. Харузиной о первобытных религиозных верованиях и древних обрядах рождения и крещения были опубликованы в 1900-х гг. В область ее научных интересов вошла история и этнография первобытности. 

Несмотря на паралич, которым Вера Харузина страдала с 1908 г., она продолжала работать и преподавала на Высших женских курсах и в Московском археологическом институте, стала профессором Московского университета, будучи прикованной к инвалидной коляске. Ее учебник «Введение в этнографию» переиздавался до революции и в советское время, а в 1914 г. Вера Харузина получила золотую медаль Русского географического общества. 

Картина Эрнеста Борда (Ernest Board), изображающая лечение больных в первобытном обществе

Картина Эрнеста Борда (Ernest Board), изображающая лечение больных в первобытном обществе

Источник: общественное достояние / Welcome collection

Лев Штернберг: этнограф в ссылке 

Не делай себе кумира из своего народа, своей религии, своей культуры. Знай, что все люди потенциально равны <...>. Кто знает один народ — не знает ни одного, кто знает одну религию, одну культуру — не знает ни одной. 

Из «Десяти заповедей этнографа» Л.Я. Штернберга

Лев Яковлевич Штернберг родился в 1861 г. в городе Житомире. С самого детства будущий ученый проявлял любознательность и настойчивость. Он увлекался европейской и русской литературой, трудами В.Г. Белинского, Д.И. Писарева и Н.А. Добролюбова, извлекая из них идеи борьбы с социальной несправедливостью и служения народу. В конце 1870 г. он был захвачен более радикальными идеями. А увидев своими глазами дискриминацию евреев в Российской империи, Лев Яковлевич после окончания гимназии в 1881 г. присоединился к народникам.

Поступив на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета в 1881 г., он продолжал пропагандировать и распространять запрещенную народническую литературу и оправдывал тактику террора. Участие в забастовках привело к исключению Льва Штернберга из Санкт-Петербургского университета. В 1883 г. он перевелся на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе, где продолжил заниматься пропагандой. 

В марте 1881 г. после убийства Александра II народниками начались облавы на революционные кружки. В 1889 г. Л.Я. Штернберг был отправлен в ссылку на десять лет на остров Сахалин, где совершенно неожиданно начался его этнографический путь. 

Л.Я. Штернберг, этнограф Императорской академии наук

Л.Я. Штернберг, этнограф Императорской академии наук

Источник: живописец из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона / общественное достояние / Wikipedia

Не имея соответствующей подготовки, сахалинская администрация поручила Штернбергу провести перепись «инородцев». Следующие пять лет он путешествовал по всему острову, изучая общественный порядок, верования и обычаи местных народов, таких как гиляки, айны и ряд тунгусо-маньчжурских народностей. Он также собрал богатый материал о фольклоре, археологии и языке этих народов. В 1895 г. он даже побывал на Нижнем Амуре, где изучал жизнь амурских гиляков. Л.Я. Штернберг столкнулся с языковым барьером, что побудило его изучать языки исследуемых групп. Так он начал лингвистические исследования нивхов.

В 1894 г. Штернберг отправился в путешествие на крайний север острова Сахалин. Он путешествовал вдоль западного берега на лодке и пешком, пройдя 840 верст. Результатом стало физико-географическое описание пройденного маршрута, в котором удалось собрать богатый этнографический материал. Во время раскопок на Тыковской косе он впервые обнаружил каменные орудия на территории гиляцкой оседлости.

В течение семи лет он изучал фольклор, археологию, быт и язык коренного населения острова. Его работы о гиляках были впервые опубликованы в «Этнографическом обозрении» в 1893 г. В 1897 г. Императорская Санкт-Петербургская академия наук подала ходатайство о возвращении Л.Я. Штернберга из ссылки, а также предложила ему место этнографа в Музее антропологии и этнографии при академии, где с 1904 по 1914 г. он вел ряд курсов по этнографии для студентов и педагогов

В 1915 г. Лев Яковлевич Штернберг принял участие в организации Высших географических курсов, которые позже были преобразованы в Географический институт, а сам он стал профессором и деканом этнографического факультета.

Евгения Линева: собирательница народных песен

Евгения Эдуардовна Линева, урожденная Паприц, оперная певица немецкого происхождения с редким контральто, училась в Санкт-Петербургской и Венской консерваториях, выступала в Европе и в Большом театре в Москве. Развивая музыкальную карьеру, параллельно входила в Московскую подпольную социалистическую организацию, переводила произведения Фридриха Энгельса и лично встречалась с ним за границей.

Обложка Русской музыкальной газеты, выпуск №15. В материалах — статья Е.Э. Линевой. Об организации хоров: доклад, читанный на II всероссийском съезде сценических деятелей в Москве

Обложка Русской музыкальной газеты, выпуск №15. В материалах — статья Е.Э. Линевой. Об организации хоров: доклад, читанный на II всероссийском съезде сценических деятелей в Москве

Выйдя замуж за инженера-народовольца Александра Логгиновича Линева, она оставила в 1880 г. оперную сцену и организовала в Москве любительский хор, для которого собирала фольклорный репертуар. Позже пара переехала в Соединенные Штаты, где Линева сформировала хор русских эмигрантов и выступала с концертами русских народных песен в разных городах Америки.

Вернувшись 1897 г. в Россию, Линева отправилась в экспедицию в Центральную Россию, где стала одним из первых в мире людей, использовавших фонограф для записи русского фольклора. При помощи собственного метода нотирования Линева записала мелодии севернорусских песен в Новгородской губернии, а в 1903 г. собрала богатый материал украинских песен в Полтавской губернии. До нее музыковедов интересовали исключительно напевы, а филологов-фольклористов — слова. Евгения Линева следовала принципу: «Для народного певца текст немыслим без напева, а напев без текста. Это правило должно быть священно и для собирателя». 

За материалы о музыке закрытых религиозных общин Е.Э. Линева была награждена малой серебряной медалью Русского географического общества.

Сергей Широкогоров: исследователь Дальнего Востока

В исследовании тунгусоязычных народов (эвенков, эвенов, ороков, негидальцев и др.) особое место принадлежит Сергею Михайловичу Широкогорову. Русский этнограф, этнолог, востоковед и антрополог известен как автор термина «этнос» в современном значении и как основоположник современной теории этноса. 

С.М. Широкогоров родился в 1889 г. в городе Суздале в зажиточной дворянской семье. По окончании суздальской гимназии уехал учиться в Парижский университет. Получив блестящее образование, вернулся в Россию и начал свою научно-педагогическую работу в Санкт-Петербургском университете и одновременно в Музее антропологии и этнографии. В 1916 г. был избран младшим антропологом и назначен хранителем музея по антропологическому отделу. Участвовал в экспедициях по Восточной Сибири и Дальнему Востоку, где в 1912 г. провел полевые этнографические исследования среди забайкальских тунгусов (эвенков, манегров, ороченов), а в 1913–1917 гг. путешествовал по Якутии, Амуру, тунгусским стойбищам Северо-Восточного Китая, занимаясь этнографическими, археологическими и лингвистическими полевыми исследованиями.

Сергей Михайлович Широкогоров c коллегами и студентами в университете Циньхуа, Пейпин, Китай, 1935 г.

Сергей Михайлович Широкогоров c коллегами и студентами в университете Циньхуа, Пейпин, Китай, 1935 г.

Источник: предоставлено An Dongqiang из университета Сунь Ятсена, Гуанчжоу / Широкогоровы

Начавшаяся Гражданская война вынудила ученого остаться работать во Владивостоке, где он занимался обобщением данных из экспедиций. Но, опасаясь репрессий, он уехал жить на положении эмигранта в Китай. С.М. Широкогоров проработал около 20 лет в эмиграции в Маньчжурии и Центральном Китае. Не получив в советские годы признания, его труды «Этнос», «Психоментальный комплекс тунгусов», «Социальная организация северных тунгусов», «Опыт исследования основ шаманства у тунгусов» принесли ему известность среди мировых этнографических школ. Опираясь на обширный материал своих этнографических экспедиций к тунгусам, ученый в труде «Психоментальный комплекс тунгусов» дает ценнейшие сведения из области религиозных представлений, социальных отношений тунгусов Маньчжурии. Эта информация легла в основу энциклопедии духовной жизни таежного народа, в частности сущности шаманства. 

Источники

Русское географическое общество. Русский бог Океании.

Известия. Несъедобный: как Миклухо-Маклай оказался в каменном веке

Культура РФ. Дамы-этнографы царской России

Wikipedia. Харузин, Николай Николаевич

Wikipedia. Штернберг, Лев Яковлевич

Primamedia. Лев Штернберг: этнограф с душой революционера

Wikipedia. Широкогоров, Сергей Михайлович

Cyberleninka. Забытое имя. Сергей Михайлович Широкогоров как этнограф

Фото на странице: Борис Манушин / РИА Новости

Фото на главной странице сайта: Владимир Алексеев / Русское географическое общество