Стаи центральноафриканских павианов анубисов (Papio anubis) организованы по иерархическому принципу, но и у них есть зачатки демократии. Это неожиданное открытие сделали совместно ученые из Принстонского и Калифорнийского университетов (США), Смитсонианского института тропических исследований (Панама), Оксфордского университета (Великобритания), Орнитологического института им. Макса Планка и университета Констанца (Германия). Статью международного коллектива ученых, опубликованную в журнале Science, пересказывает сайт этого журнала.

В ходе исследования ученые прикрепили к 25 павианам GPS-маячки, которые в течение двух недель ежесекундно передавали координаты каждого животного. В результате удалось очень подробно отследить движение как отдельных особей, так и стаи в целом.

Оказалось, что, когда стае приходит время уходить с насиженного места, образуется «инициативная группа» особей, которые начинают идти в правильном, по их мнению, направлении. Если остальным павианам понравится эта идея, они будут постепенно присоединяться к этим «зачинщикам», пока в выбранном направлении не двинется вся стая.

Бывает и так, что образуется две «инициативные группы», которые хотят идти в разных направлениях. Тогда стая следует за более многочисленной из них.

В этом «голосовании ногами» голоса всех членов стаи абсолютно равноправны, вне зависимости от их пола или социального ранга. Это удивительно, поскольку стая павианов имеет иерархическую структуру, с полным доминированием альфа-самцов. Однако в данном случае их мнение не является определяющим. Возможно, потому, что направление миграции — вопрос, важный для каждого члена стаи, а не только для «элиты».

Повадки обезьян подчас удивительно похожи на человечьи, и их изучение помогает пролить свет на нашу собственную эволюцию. Так, недавно выяснилось, что шимпанзе инстинктивно используют инструменты, а бонобо — нет. Это открытие может в перспективе помочь понять, как овладели орудиями труда наши предки.