Интересными находками завершилась первая за многие годы специализированная экспедиция ВИР имени Н.И. Вавилова по сбору овощных культур в Республике Дагестан. Экспедиционное обследование с целью мобилизации генетических ресурсов овощных культурных растений и их диких родичей было проведено в сентябре в южных районах Дагестана. В экспедиции приняли участие научный сотрудник отдела генетических ресурсов овощных и бахчевых культур ВИР им. Н.И. Вавилова Дмитрий Корнюхин (руководитель экспедиционного отряда), специалист отдела, аспирант Мария Игумнова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Дагестанского филиала ВИР им. Н.И. Вавилова Евгения Гаджимустапаева.

Для справки

Дагестан является традиционным производителем овощной продукции, прежде всего капустных и пасленовых культур. Наряду с крупным агропроизводством здесь сохранены традиционные занятия сельского населения – огородничество и садоводство.

Территория республики неоднократно обследовалась экспедициями ВИР им. Н.И. Вавилова, ведь ещё в 1935 году Николай Вавилов лично основал Дербентский опорный пункт, преобразованный позднее в Дагестанскую опытную станцию – филиал ВИР. Работающие здесь научные специалисты в области овощеводства и ресурсоведения хорошо знают региональные особенности сельского хозяйства, и это делает станцию важной базой для проведения экспедиционных обследований растительных ресурсов Северного Кавказа. Однако анализ архивных материалов отдела интродукции ВИР показал, что последняя крупная экспедиция, посвященная сбору генетических ресурсов именно овощных культур, была проведена ВИРовцами в далеком 1967 году. По мнению учёных, за 55 лет набор сортов, выращиваемых населением и крупными производителями, мог измениться, к тому же они стали более доступными для исследований. В Дагестане всегда велась научная и народная (кустарная) селекция культурных растений, а с развитием частного предпринимательства в 1990-х годах востребованные населением местные сорта стали чаще и больше продавать на рынках – значит, их можно приобрести для научного изучения. Кроме того, на территории республики, предположительно, могут быть распространены сорта овощных культур из стран Каспийского региона (Азербайджан, Иран).

За 10 дней экспедиции были обследованы населенные пункты и природные территории Дербентского, Магарамкентского, Сулейман-Стальского и Касумкентского районов Дагестана. Задача – сбор семян и посадочного материала староместных сортов овощных, бахчевых и лекарственных культур, отсутствующих в Вавиловской коллекции, а также современных гибридов и сортов, востребованных в сельхозпроизводстве республики. Более того, ученые также проводили поиск и сбор образцов диких и примитивных видов культурных растений (ДРКР) овощной и лекарственной групп.

В результате экспедиции было собрано 248 образцов. Самые многочисленные находки –  в группах пасленовых культур (перец острый и сладкий, томат, баклажан) – 57 образцов, пряно-вкусовых культур (кориандр, сельдерей листовой, укроп и др.) – 55 образцов, зеленных овощных культур (шпинат, кресс-салат, салаты листовой и ромэн) – 36 образцов, бахчевых культур (тыква, дыня, арбуз) – 23 образца. Самыми интересными учёные считают образцы местного перца (народное название сорта – «Фюль-фюль»), несколько образцов местного кресс-салата и шпината, традиционный дербентский тип салата ромэн, разнообразные тыквы (образец мускатной тыквы с небольшими кубовидными плодами и маленькой семенной камерой, образец тыквы с коричнево-серой кожурой и очень сладкой мякотью и т.д.). Как и предполагалось, отмечено проникновение на территорию республики сортов из Азербайджана и Турции: например, сорта перца острого (используются для производства квашеного перца) и баклажана. Обследование дикой флоры позволило собрать 16 образцов лекарственных растений.

В настоящее время идёт описание найденных растений: документы будут сданы в отдел интродукции ВИР имени Н.И. Вавилова, а некоторые сорта уже в ближайшее время, возможно, будут использоваться в селекции.

Фото предоставлены участниками экспедиции. На фото – овощные находки и травы: морковница восточная (сухой зонтик с острыми семенами), пряно-вкусовое; Кориандр посевной (зеленое); Дубровник беловойлочный (седовато-зеленое растение с резными листочками).

Источник информации и фото: Федеральный исследовательский центр "Всероссийский институт генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова"