Используя хорошо сохранившуюся окаменелую челюсть возрастом 1475 лет, группа исследователей под руководством Пенсильванского университета (США) впервые определила ядерный геном одного из видов мегаладаписов, или коаловых лемуров. Полученные данные показывают, какое место этот вид занимал на генеалогическом древе приматов. Так же они помогут определить, почему многие виды мадагаскарских лемуров вымерли в прошлом, пишет портал EurekALert! со ссылкой на Пенсильванский университет. Результаты работы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Сегодня на Мадагаскаре обитает более 100 видов лемуров, но в новейшей истории разнообразие этих животных было еще больше, отмечают ученые. Megaladapis edwardsi – один из крупнейших из 17 видов гигантских лемуров, которые вымерли на острове Мадагаскар 500-2000 лет назад. Образец челюстной кости Megaladapis edwardsi, который исследовали ученые, принадлежал особи весом около 80 килограммов. Также исследователи установили возраст образца – 1475 лет.

Чтобы узнать, насколько мегаладапис вида Megaladapis edwardsi связан с современными лемурами, по этому фрагменту челюстной кости команда секвенированила ядерный генома M. edwardsi. Ядерная ДНК содержит информацию об обоих родителях, тогда как митохондриальная ДНК, которая также используется для изучения вымерших видов, содержит информацию только о матери.

Помимо M. edwardsi, команда недавно секвенировала геномы двух ныне живущих видов лемуров: ласковидного лемура (Lepilemur mustelinus) и краснолобого лемура (Eulemur rufifrons).

«Предыдущие исследования, основанные на сравнении черепа и зубов, показали, что M. edwardsi был тесно связан с L. mustelinus, – сказала Стефани Марчиньяк, научный сотрудник кафедры антропологии Пенсильванского университета. – Однако наш генетический анализ показал, что M. edwardsi ближе к E. rufifrons».

В дополнение к существующим видам лемуров, команда также сравнила геном M. edwardsi с геномами десятков более отдаленных видов, в том числе золотистых курносых обезьян-колобинов, которые являются листоядными, и даже лошадей.

«Мы обнаружили сходство между M. edwardsi и этими двумя видами в некоторых генах, которые кодируют белковые продукты, участвующие в биоразложении растительных токсинов и в усвоении питательных веществ, что согласуется с данными исследований, свидетельствующих о том, что M. edwardsi был листоядным», – отметила Марчиньяк.

В частности, исследователи выявили сходство между M. edwardsi и золотистой курносой обезьяной по генам с функциями гидролазной активности, а также между M. edwardsi и лошадью по генам, которые отвечают за работу щеточной каймы. Гидролазы помогают расщеплять вторичные соединения растений, а микроворсинки каймы помогают усваиваться питательным веществам в кишечнике.

В будущем команда планирует проанализировать ДНК других вымерших видов лемуров и приматов, не являющихся лемурами, чтобы продолжить заполнять пробелы в генеалогическом древе приматов.

[Фото: GEORGE PERRY, PENN STATE]