1,4 млрд лет назад климат менялся так же, как и сейчас

Климат Земли 1,4 миллиарда лет назад менялся почти с той же периодичностью, что и в наши дни — каждые 12—16, 20—30 и 100 тысяч лет, что вызвано изменением орбиты вокруг Солнца. Это доказали геологи, изучив древние осадочные породы в Китае.

Ученые из Дании и Китая, изучив древние осадочные толщи, обнаружили, что изменение орбиты Земли влияло на климат 1,4 млрд лет назад — в протерозое — так же как и сейчас. Речь идет о циклах Миланковича. Только в древности они были немного короче, вероятно, из-за более близкого расположения спутника Земли — Луны. Результаты исследования опубликованы в PNAS и университетском пресс-релизе.

Осадочные породы формации Сямалинг (Xiamaling Formation) в Китае хранят доказательства климатических циклов, вызванных астрономическими причинами — изменением орбиты Земли вокруг Солнца, в результате которого они то сближаются, то отдаляются друг от друга.

Сейчас на климат Земли влияют циклы Миланковича, которые сменяются каждые 20, 40 и 100 тысяч лет. За последний миллион лет эти циклы вызвали ледниковые периоды каждые 100 тысяч лет, и как раз сейчас мы живем в середине межледниковья, которое длится последние 11 тысяч лет.

По словам Дональда Канфилда (Donald Canfield), руководителя исследований и профессора Скандинавского центра эволюции Земли Университета Южной Дании, которые приводятся в пресс-релизе, история климата Земли сложна, и результаты исследования его коллег показывают, что климатические циклы, подобные циклам Миланковича, действовали уже 1,4 млрд лет назад. В геологии это время соответствует протерозойской эре. Ученые также надеются лучше понять, как циклы Миланковича контролируют изменение климата Земли.

Авторы статьи представили геохимические и геологические доказательства повторяющихся, коротко периодичных климатических флуктуаций. Например, слои органического материала в протерозойских осадочных породах различаются со временем, и по этим различиям можно определить климат — какие были ветра и океанские течения, когда наступали периоды ливней.

Циклы, выявленные в этой работе, мало отличаются от современных циклов Миланковича. Они проявлялись каждые 12—16, 20—30 и 100 тысяч лет, пояснил Канфилд. Древние климатические циклы были немного короче, вероятно, из-за того что Луна была ближе к Земле.

Об истории изменения климата Земли портал Научная Россия недавно рассказывал в статьях «Почва Восточной Африки расскажет об изменениях климата», «Сибирская зима теплеет вот уже семь тысяч лет».

изменение климата протерозой циклы миланковича