Чудовище Фракенштейна вытеснит людей через четыре тысячи лет

Такой вывод сделали исследователи, смоделировав ситуацию, при которой пара оживленных ученым существ из новеллы Мери Шелли приживется в Южной Америке.

Кто не леденел от ужаса, читая новеллу Мери Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» о существе, появившемся в результате смелого научного эксперимента? Спустя двести лет после написания истории, академики все еще спорят об этической стороне опыта. Ученые из США считают, что страх перед «Франкенштейном» лежит глубоко в принципах биологии. Они опубликовали свои размышления в журнале BioScience, пишет ресс-служба вуза.

Натаниэль Домини (Nathaniel Dominy), профессор антропологии в Дартмутском колледже, и Джастин Йикел (Justin Yeakel) из университета Калифорнии обсудили центральную сцену новеллы, когда чудовище встречает своего создателя Виктора Франкенштейна и просит дать ему женщину, чтобы скрасить одиночество. С подругой он будет жить в диких местах Южной Америки. Франкенштейн сначала уступает просьбе, но поразмыслив, решает, что его творение, пожалуй, станет конкурентом людям и приведет к вымиранию вида. «Принцип конкурентного исключения не был формально отвергнут до 1930 годов», — цитирует пресс-служба Домини. Он с коллегой использовал компьютерную программу для экологов, чтобы понять, как быстро растущая популяция существ Франкенштейна вытеснит людей.

Ученые разработали математическую модель, основанную на плотности популяции людей в 1816 году, при условии, что конкурентное преимущество чудовищ меняется в зависимости от обстоятельств. Согласно худшему сценарию, популяция существ в Южной Америке будет расти, потому что там меньше людей и поэтому меньше конкуренции за ресурсы. «Мы вычислили, что популяция, основанная парой существ, может вытеснить людей через 4000 лет», — пояснил Домини.

Хотя исследование во многом умозрительное, оно по-новому освещает страхи, которые вызывает новелла у читателя. Правда в том, что мы боимся вымирания. Впрочем есть и реальные применения результатов работы для понимания биологии инвазивных видов. «По сей день многие специалисты изучают знания об алхимии, психологии и воскрешении, господствовавшие во времена Мери Шелли. Но ее гениальность в том, как она сочетала и переупаковала научные споры тех времен в научную фантастику. Наше исследование придает новелле Шелли законности, показывая, что ее научная фантастика точно передает фундаментальные концепции в экологии и эволюции, существовавшие на протяжении многих десятилетий», — сказал Йикел.

конкуренция чудовище фракенштейна этика