Исследователи из Нанкинского института геологии и палеонтологии Китайской академии наук (NIGPAS) и Бристольского университета обнаружили застывшие янтаре окаменелые останки жука-опылителя не известного ранее вида. Учёные смогли также определить, чем питался жук, по окаменелым фекалиями древнего насекомого, сообщает пресс-служба Китайской академии наук. Исследование опубликовано в журнале Nature Plants.

В этом исследовании палеонтологи описывают новый вид ископаемых жуков под названием Pelretes vivificus, найденного в янтаре среднего мелового периода, происходящего из северной Мьянмы (бывшая Бирма). Новый вид обитал в тропических лесах бирманского мелового периода около 99 миллионов лет назад. Его ближайшими родственниками являются короткокрылые цветочные жуки (Kateretidae), которые сегодня встречаются в Австралии.

Вместе с Pelretes vivificus сохранились скопления пыльцевых зерен, что позволяет ученым предположить, что короткокрылые цветочные жуки питались пыльцой покрытосеменных растений в меловом периоде. Некоторые аспекты анатомии жука, такие как его волосатое брюшко, также являются проявлениями адаптациями, связанными с опылением, отмечают авторы работы.

Хотя Pelretes vivificus – не первый жук-опылитель мелового периода, обнаруженный в янтаре, этот уникальный экземпляр сохраняет подсказку о его рационе. Помимо тела жука, в янтаре застыли также копролиты – ископаемые фекальные гранулы, – которые дают очень необычное, но важное представление о рационе короткокрылых цветочных жуков, живших в меловом периоде.

Ископаемые фекальные гранулы полностью состоят из пыльцы того же типа, что обнаруживается в скоплениях, окружающих жука и прикрепленных к его телу. Это позволяет предположить, что Pelretes прилетал к покрытосеменным растениям, чтобы поесть их пыльцу. Это открытие обеспечивает прямую связь между раннецветущими растениями в меловом периоде и их посетителями-насекомыми. Пыльца, найденная на брюшке жука и в его фекалиях, может быть отнесена к ископаемому роду Tricolpopollenites. Эта группа относится к эвдикотам, живой группе производных покрытосеменных растений, которая включает в себя отряды мальпигиецветных и верескоцветные.

[Фото: NIGPAS]