Чем больше эволюционный скачок, тем опаснее межвидовые заболевания

К такому выводу пришли ученые, пытаясь предсказать, насколько серьезным будет заболевание при его распространении между видами, - пишет eurekalert.org со ссылкой на Proceedings of the National Academy of Sciences.

Некоторые болезни, которые приводят к смертельному исходу у одного вида, могут вызывать лишь легкий дискомфорт у другого, но ученым трудно было предсказать, насколько серьезным будет заболевание при его распространении между видами.

Новое исследование показывает, что эволюционные отношения между инфицированными хозяевами могут предсказать влияние болезней.

Канадские исследователи использовали данные Всемирной организации здравоохранения животных для отслеживания заболеваний домашних млекопитающих.

«Чем больше эволюционный скачок между видами, тем больше вероятность того, что заболевание может привести к летальному исходу у его нового хозяина», - говорит Джонатан Дэвис – биолог, старший научный сотрудник Университета Британской Колумбии.

Болезнь, передающаяся от буйвола корове, совершает короткий эволюционный скачок и с меньшей вероятностью может привести к летальному исходу. Болезнь, переходящая от буйвола к кошке, включает в себя больший эволюционный скачок и более высокий шанс смерти. К счастью, высокая смертность может привести к тому, что болезнь будет плохо распространяться среди новых хозяев.

Тем не менее, такие инфекции являются проблемой. Многие заболевания передаются между одомашненными животными, дикими животными и людьми. Заболевание, которое является менее смертельным, но легко распространяемым, может быть даже более проблематичным, чем заболевание с высоким уровнем смертности.

«В условиях, когда мировые экосистемы претерпевают быстрые преобразования и изменение климата изменяет ареалы видов, различные животные впервые вступают в контакт. Это может способствовать возникновению болезней у новых хозяев, - говорит Максвелл Фаррелл, ведущий автор исследования, который проводил исследования в университете Макгилла. - Предсказание результатов этих взаимодействий создает серьезную проблему».

Биологи надеются расширить свои исследования, изучая больше видов, в том числе людей, для создания базы данных.

«Мы не должны беспокоиться о количестве заболеваний, которые у нас есть, мы должны беспокоиться о том, насколько они опасны - для дикие и домашних животных, а также для людей», - заключает Дэвис.

[Фото: medicalencyclopedia.ru]