Джон МакГанн (John McGann) из Рутгерского университета представил обзор исследований олфакторных способностей человека. На основе анализа множества исследований он пришел к выводу, что представления о сравнительно слабом обонянии у человека суть скорее остатки мифа более чем столетней давности, нежели научная истина. Подробности своего метаисследования автор представил в статье, опубликованной в журнале Science.

Он отметил, что происхождение этого мифа относится к XIX веку, когда выдающийся нейроанатом и антрополог Пол Брока (Paul Broca) обнаружил, что относительный размер области мозга у разных видов соотносится с способностями этих видов выполнять задачи, связанные с этой областью мозг. И коль скоро у людей относительно меньшая по размеру обонятельная луковица, — область мозга, ответственная за обработку запаха, — он предположил, что и способности человека улавливать и различать запаху хуже, чем у других животных.

Тем не менее, МакГанн указывает на более свежие данные, свидетельствующие о том, что обонятельная луковица может быть исключением из правила о пропорциональной зависимости между размером области мозга и развитости соответствующей способности. Интересен, по мнению автора, тот факт, что количество нейронов в обонятельной луковице довольно устойчиво по всем видам. Например, одно из исследований показало, что во всей группе млекопитающих количество нейронов укладывается в 28-кратный диапазон, хотя масса тел самого маленького млекопитающего отличается от массы тела самого большого в 5800 раз.

После изложения гипотез о роли нескольких других биологических факторов, которые могут способствовать чувствительности к запахам, таких как гены и нейрогенез, МакГанн обратил внимание читателей на экспериментальную работу, указывающую, что каждый вид может просто быть более чувствительным к различным запахам. Например, люди оказались более чувствительными, чем собаки, к соединению, найденному в бананах.

МакГанн подчеркнул ряд причин, по которым запах важен для человека, например, для общения и выбора партнера, и заключил свой обзор предположением, что обоняние для людей, вероятно, гораздо более важно, чем считалось ранее.

[Иллюстрация: Carla Schaffer / AAAS]