Человек распознает запахи не хуже других

Но возможно, что для разных видов имеют значение разные запахи.

Джон МакГанн (John McGann) из Рутгерского университета представил обзор исследований олфакторных способностей человека. На основе анализа множества исследований он пришел к выводу, что представления о сравнительно слабом обонянии у человека суть скорее остатки мифа более чем столетней давности, нежели научная истина. Подробности своего метаисследования автор представил в статье, опубликованной в журнале Science.

Он отметил, что происхождение этого мифа относится к XIX веку, когда выдающийся нейроанатом и антрополог Пол Брока (Paul Broca) обнаружил, что относительный размер области мозга у разных видов соотносится с способностями этих видов выполнять задачи, связанные с этой областью мозг. И коль скоро у людей относительно меньшая по размеру обонятельная луковица, — область мозга, ответственная за обработку запаха, — он предположил, что и способности человека улавливать и различать запаху хуже, чем у других животных.

Тем не менее, МакГанн указывает на более свежие данные, свидетельствующие о том, что обонятельная луковица может быть исключением из правила о пропорциональной зависимости между размером области мозга и развитости соответствующей способности. Интересен, по мнению автора, тот факт, что количество нейронов в обонятельной луковице довольно устойчиво по всем видам. Например, одно из исследований показало, что во всей группе млекопитающих количество нейронов укладывается в 28-кратный диапазон, хотя масса тел самого маленького млекопитающего отличается от массы тела самого большого в 5800 раз.

После изложения гипотез о роли нескольких других биологических факторов, которые могут способствовать чувствительности к запахам, таких как гены и нейрогенез, МакГанн обратил внимание читателей на экспериментальную работу, указывающую, что каждый вид может просто быть более чувствительным к различным запахам. Например, люди оказались более чувствительными, чем собаки, к соединению, найденному в бананах.

МакГанн подчеркнул ряд причин, по которым запах важен для человека, например, для общения и выбора партнера, и заключил свой обзор предположением, что обоняние для людей, вероятно, гораздо более важно, чем считалось ранее.

[Иллюстрация: Carla Schaffer / AAAS]