Скульптура изображает Христа, ожидающего истязаний перед казнью. Каким образом во рту у статуи оказалась вставная челюсть естественного происхождения, неизвестно. Воможно, это проявление старой традиции: когда-то части человеческого тела дарили церквям как своего рода религиозное приношение, рассказывает реставратор Фанни Уникель Сантончини (Fanny Unikel Santoncini) из Национального института антропологии и истории (INAH) в Мехико. Именно она сделала шокирующее открытие.

«Нужно отдавать себе отчет в том, что люди, создавшие статую, были очень религиозны. — говорит Уникель Сантончини. — У них была абсолютная вера в жизнь после смерти, и эта вера была для них крайне важна».

На первый взгляд, в статуе сидящего Христа, печальный взгляд которого устремлен вдаль, не было ничего, что отличало бы ее от других подобных статуй, установленных в церквях по всей Мексике. На раскрашенную деревянную фигуру, изготовленную в XVII или XVIII веке, надеты парик и настоящая одежда. Автор скульптуры применил современные ему европейские технологии, но использовал при этом местные материалы.

«В Мексике много статуй такого рода, причем не только Христа, но и святых, и Девы Марии», — поясняет Уникель Сантончини. В использовании частей тела человека и животных в скульптуре также нет ничего необычного — люди дарили свои волосы для изготовления париков, которые надевались на статуи, скульпторы нередко делали гвозди из бычьих рогов.

Известно много случаев, когда статуям вставляли зубы из костей животных — встречаются как челюсти, целиком вырезанные из одного куска кости, так и зубы, каждый из которых изготовлен из отдельного фрагмента. Во рту у статуи дьявола помещали полный набор собачьих зубов, а однажды исследователям встретилась фигурка младенца-Иисуса с двумя зубами крольчонка. Ходили слухи и о статуях с человеческими зубами, но Уникель Сантончини не верила этим слухам.

По ее словам, открытие было случайным. Статую Христа забрали на реставрацию в Национальную школу реставрации, консервации и музеографии при институте INAH. Работая над скульптурой, реставраторы сделали рентгеновский снимок, и одна из коллег Уникель Сантончини, антрополог по образованию, вдруг заметила на нем нечто совершенно неожиданное: человеческие зубы. Сначала ей отказывались верить, но она сказала, что это несомненно так.

Зубы были в хорошем состоянии, сохранились даже корни, что делало находку еще более удивительной: трудно представить себе, чтобы кто-то мог подарить статуе абсолютно здоровые зубы, тем более, что они едва видны в ее полуоткрытом рту, а чтобы их разглядеть, нужно специально заглянуть внутрь.

Определить, принадлежали ли зубы мертвому или живому человеку, пока не удалось. Ученым еще предстоит установить их обладателя, исследовав все документы, имеющие отношение к статуе. Возможно, странное приношение было сделано не одним, а сразу несколькими прихожанами. Существует также вероятность того, что зубы вырвали у человека против его воли, но в этом случае автор скульптуры постарался бы сохранить это в тайне.

Несмотря на то, что из уважения к реликвии исследователи не будут извлекать зубы из статуи, у них остается немало способов изучить их подробнее, что позволило бы, по крайней мере, определить возраст и пол человека, которому они принадлежали.

Обычай дарить части своего тела церквям или религиозным сообществам получил широкое распространение в XVII и XVIII веках. Так, епископ Гвадалахарский Мануэль Фернандес де Санта-Крус завещал свое сердце женскому монастырю Санта-Моника де Пуэбло. Его желание было исполнено, и после смерти епископа в 1699 году сердце положили в дароносицу, где его могли видеть только монахини. Подарил свое сердце женскому монастырю и вице-король Новой Испании, герцог Бальтасар де Суньига (1658—1727).

«Нам, современным людям, это кажется безумием, — говорит Уникель Сантончини. — Но в те времена отношение к человеческому телу было совсем не таким, как сейчас».

Первоисточник:  Национальный институт антропологии и истории (ENCRyM-INAH)