Материалы портала «Научная Россия»

Чего хочет мозг: нейрофизиология потребностей

Чего хочет мозг: нейрофизиология потребностей
Лекция Вячеслава Дубынина в лекториуме «Синхронизация»

О том, что мозг является самым неизученным и главным органом человеческого организма знает каждый. Как мозг отражает наши потребности, и какой биологический комплекс программ стоит за этим 19 августа в лектории "Синхронизация" ответил доктор биологических наук Вячеслав Дубынин.

Поведение каждого человека характеризуется личными особенностями и потребностями. Темперамент, социальная среда, образование – все это влияет на то, какие потребности имеются у индивида.

Потребность определяют как «избирательную зависимость организма от определенных факторов внешней или внутренней среды», - рассказывает Дубынин.

При этом они постоянно конкурируют, что и понятно, ведь иногда трудно определиться, что выбрать - пищу или воду, сон или активность. Определим виды потребностей нашего мозга: биологические, социальные, духовные, эстетические. Наиболее доступная для изучения категория – биологические потребности, ведь они определяют наше поведение и объединяют нас с животными. Человек от природы склонен их удовлетворять, потому что, в случае удачи, он получает мощный заряд положительных эмоций.

Психофизиолог, биофизик и психолог Павел Васильевич Симонов предложил разделить биологические потребности на три группы: витальные (жизненно необходимые для человека), зоосоциальные (внутривидовое взаимодействие людей), саморазвития (направлены в наше будущее).

Витальные потребности это потребности в пище, воде, сне, защите от внешних опасностей, экономии сил. «Например, паук знает, как плести сети, это жизненно важно для него, в отличие от человека», - говорит Вячеслав Альбертович. После этого он показывает на слайде картину Эдгара Дега «Причесывающаяся женщина» (1885), на которой изображена обнаженная девушка, расчесывающая волосы. Это хороший пример того, как удовлетворение витальной потребности переходит в искусство.

Зоосоциальные потребности - способствуют не только сохранению индивидуума, но и сохранению вида. К таким потребностям относится сексуальное желание, возникающее между мужчиной и женщиной, женское стремление заботиться о ком-то; территориальное поведение (мужчина завоевывает для себя пространство, строит дом, стремится к лидерству и т. д.); реакции сопереживания («перенос» на себя эмоций, испытываемых другим человеком, сопереживание, благотворительность).

«Каждая группа, как правило, включает в себя комплекс врожденных программ: простых и сложных; запускаемых биологически полезными и биологически вредными стимулами» - прокомментировал лектор.

Потребности саморазвития - относятся к идеальным (духовным) потребностям. Любому человеку необходимо самосовершенствоваться и развиваться. Именно потребности саморазвития стимулируют нас к исследовательской деятельности, вызывают любопытство, подражанию («делай, как…», «стремись к…»).

«Радость движения - опять работа зеркальных нейронов: когда танцор или спортсмен красиво двигается, зрителю тоже приятно, кажется, что внутри себя ты ему подражаешь», - объяснил Вячеслав Дубынин.

Каждая группа врожденных поведенческих программ обеспечивается работой особых нервных клеток внутри головного мозга, как правило, в его глубоких («древних») структурах. Важнейшая из таких структур - гипоталамус, по праву называемый «центром бессознательного». Очень большую значимость имеет также деятельность миндалины (относится к базальным ганглиям, в глубине височной доли больших полушарий).

  • Гипоталамус содержит центры голода и жажды, страха и агрессии, половой мотивации; эндокринный и вегетативный центры.

  • Центры пищевой и питьевой потребностей (голода и жажды) находятся в средней части гипоталамуса и мало связаны с миндалиной.

  • Центры полового поведения (в передней части гипоталамуса) работают вместе с миндалиной, «откликаясь» на изменения концентрации ряда гормонов.

  • Центры страха и агрессии (задняя часть гипоталамуса) работают под управлением миндалины. С миндалиной также связана потребность доминирования в стае, завоевание территории и ряд других зоосоциальных потребностей.

Значительнейшую роль в системе регуляции аппетита играет лептин – белковый гормон, выделяемый адипоцитами (клетками жировой ткани). Он снижает аппетит (торможение центра голода), усиливает подвижность (чем больше жировой ткани, тем больше лептина, однако с возрастом лептин хуже проходит гемато-энцефалический барьер, тем самым стимулируя набор веса).

Вячеслав Альбертович также рассказал про импринтинг (запечатление). Термин, введенный в науку австрийским зоологом и зоопсихологом Конрадом Лоренцом, получившим впоследствии за открытие этого эффекта Нобелевскую премию. «Другими словами это «впечатывание в мозг» определенной информации в строго определенный период онтогенеза», - объяснил Дубынин. Человек всю жизнь помнит город и место своего детства, любимое блюдо, которое он когда-то попробовал, первого полового партнера, таким образом запечатлевая значимые фрагменты своей жизни.

На своих лекциях Вячеслав Дубынин простыми словами объясняет сложнейшие научные процессы. Сложные термины и явления, их значение он мастерски комментирует при помощи красочных презентаций. В современной жизни человеку любой профессии необходимо понимать, какие факторы опасности существуют для его организма. На эти и другие вопросы можно найти ответ, посетив лекции известных ученых, организатором которых выступает культурная платформа «Синхронизация».

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.