Совместная экспедиция Института археологии РАН и Нижегородского музея-заповедника завершает самый масштабный полевой сезон на могильнике летописного племени мурома, расположенном в Вачском районе Нижегородской области. Археологи исследовали более 50 погребений на площади более 1800 кв. м и собрали представительную коллекцию находок, охватывающих жизнь муромы от VIII столетия до XI века. Полученные в ходе раскопок материалы наглядно иллюстрируют, как изменялась материальная и духовная культура финского населения в течение четырех веков, и позволяют увидеть, как происходило включение этого народа в сферу влияния Древнерусского государства. Впервые ученные смогли получить такой большой объем данных за такой длинный хронологический период в Правобережье Оки на одном памятнике. 

2-й Звягинский могильник. Вид на раскоп, 2025 г. Источник фото: Институт археологии РАН

2-й Звягинский могильник. Вид на раскоп, 2025 г. Источник фото: Институт археологии РАН

 

«Большую часть муромских могильников археологи изучали в XIX – середине XX века. Отчеты этих экспедиций не дают полного представления ни об облике погребений, ни о взаимосвязи украшений в костюме, и не содержат данные о сложных погребальных сооружениях и специфике погребального инвентаря различных половозрастных групп. При исследовании 2-го Звягинского могильника  нам посчастливилось получить  необычайно яркие, выделяющиеся на общем фоне находки, и мы смогли на принципиально новом исследовательском уровне задокументировать погребальные комплексы летописной муромы», – сказала Ольга Зеленцова, начальник Волжской экспедиции Института археологии РАН.

 

История изучения

Мурома – одно из финских племен, упоминаемых в Повести временных лет – «а по Оце реце, кде втечеть въ Волгу, мурома языкъ свой…». Территория расселения муромы охватывала оба берега нижнего течения Оки на протяжении примерно 100 км. Изучение памятников летописной муромы, концентрирующихся вокруг города Мурома, началось еще в XIX веке, и к настоящему времени археологи исследовали более 850 погребений в левобережье Оки. Но правобережная часть муромской территории долгое время оставалась вне круга активного интереса ученых, и к 2020 годам в правобережной части было изучено лишь около 100 погребений на трех памятниках.

Памятник, получивший название 2-й Звягинский могильник, находится на правом берегу Оки, среди лиственных лесов, недалеко от изученного в 1970-1990 годах Звягинского (Чулковского) могильника муромы VIII–X веков. Памятник был открыт в 2022 году благодаря активности местных жителей, обнаруживших грабительские раскопки. Систематические археологические исследования начались в 2023 году. В течение трех полевых сезонов археологи изучили 95 погребальных комплексов муромы и собрали значительную коллекцию находок.

К сожалению, каждый полевой сезон археологические работы начинаются с фиксации новых грабительских ям. Именно это обстоятельство определило одну из задач работ 2025 года: исследование на большой площади, позволяющее получить максимальный объем научных данных и спасти могильник от разграбления. Кроме того, на короткое время памятник стал полигоном для испытаний новых методик и технологий в археологии: перед раскопками на его территории прошел 2-й этап технологического конкурса «Экспедиция. Воздух» Фонда НТИ, направленного на обнаружение археологических объектов и предметов при помощи дистанционных беспилотных авиационных систем.

Муромский головной женский убор. Процесс фиксации. Источник фото: Институт археологии РАН

Муромский головной женский убор. Процесс фиксации. Источник фото: Институт археологии РАН

 

Расцвет эпохи муромы

В северной, наиболее ранней части могильника археологи обнаружили погребения периода расцвета муромской культуры, приходящегося на VIIIIX века. Впервые ученые смогли зафиксировать точные и хорошо реконструируемые детали ранних погребальных конструкций: в могильных ямах большого размера, до 4 м длиной и 1,5 шириной при глубине до 70 см, находилось подобие камер из неошкуренных березовых плах, внутрь которых помещалась деревянная конструкция с телом умершего. Такими же плахами камера покрывалась сверху. Эта конструкция могильной камеры сохранилась в финском погребальном обряде почти без изменений до XI века.

Среди ранних погребений найдено захоронение женщины в традиционном муромском костюме с обилием украшений из цветного металла. Ее головной убор состоял из спиральных украшений, расположенных нимбом вокруг головы, двух налобных венчиков и проволочных височных колец. В области груди находилась ажурная нагрудная бляха, на поясе – ажурная пряжка с задней ажурной пластиной, на ногах – оборы, украшения щиколотки и носка, также костюм украшали боковой ремень и наспинная коромысловидная подвеска. Такой пышный и полный убор, характерный для муромы, в погребениях встречается крайне редко.

Не менее интересные находки обнаружены в мужских захоронениях этой части могильника. В одном из мужских погребений умершего сопровождали в иной мир топор-кельт, пешня, два ножа, а самой яркой деталью костюма погребенного был пояс с подковообразными и арочными накладками с позолотой на лицевой стороне. Похожий поясной набор с массивной шарнирной пряжкой с литыми изображениями животных, накладкой с вырезным орнаментом и наконечником ремня, украшенным пальметами, археологи нашли в соседнем погребении. Там же была шейная гривна глазовского типа (такие гривны встречаются на памятниках раннего Средневековья в верхнем течении реки Чепцы, Прикамье, Предуралье). Подобные поясные наборы встречаются в Прикамье. Эта находка, как и глазовская гривна, указывает на восточное направление контактов муромы в это время.

 

Х век: между Востоком и Западом

Участок с погребениями первой половины Х века, расположенный между северным и южным раскопами, был исследован в 20232024 годах. Всего здесь изучено 26 захоронений, в которых были найдены поясные наборы, сумки, бусы, шиферные пряслица, арабские дирхемы, свидетельствующие о включенности муромы в трансконтинентальную торговлю и о первых контактах с древнерусским населением.

 

Время прихода славян

Погребения в южной части могильника, датируемые XI веком, сильно отличаются от ранних захоронений. И если сам погребальный обряд почти не изменился (те же конструкции могильных ям, та же ориентация головой на север), то в материальной культуре произошли значительные трансформации. Особенно ярко они заметны на примере женского убора, который в традиционных обществах был выражением культурной идентичности. 

В женских захоронениях произошла полная смена состава украшений. Так, в головном уборе из муромских атрибутов остались только проволочные височные кольца муромского типа, причем в двух погребениях они были надеты на руки, как браслеты, что говорит об утрате привычной функции этих предметов. Женский убор в основном состоит из украшений, характерных для древнерусской культуры: перстневидных и бусинных височных колец, железных гривен, конькоголовых и плетеных браслетов, пластинчатых перстней с завязанными концами.

Также в женских погребениях найдены ожерелья с серебряными арабскими дирхемами, западноевропейскими денариями и монетовидными привесками, изготовленными из тончайшего серебряного листа с тисненым орнаментом, имитирующим скань и зернь скандинавских украшений – такие предметы археологи находили в Гнездовских кладах и во Владимирских курганах.

Топоры из мужского погребения. Источник фото: Институт археологии РАН

Топоры из мужского погребения. Источник фото: Институт археологии РАН

 

Изменился погребальный инвентарь и в мужских захоронениях. Среди новых предметов, ранее не встречавшихся в финских погребениях, – боевые топоры с вырезным обухом и оттянутым вниз лезвием. Такие топоры широко распространены в древнерусских курганных могильниках XI–XII веков и считаются атрибутом представителей военного сословия.  

Еще одна находка, необычная для погребений поволжских финнов, – навесной цилиндрический замок и ключ. Обычай помещать эти предметы в захоронения характерен для скандинавских могильников: например, он встречается в Бирке, а также в Гнездовских, Владимирских курганах и других дружинных некрополях. Находка западноевропейского денария в этом же погребении позволяет датировать его XI веком.

Как отмечают исследователи, захоронения XI века свидетельствуют о взаимодействии двух групп населения: финно-угорского мира и древнерусского населения. Вероятно, характер этих контактов был сложным и многоплановым явлением. Вопрос, кому принадлежат захоронения в южной части могильника: представителям древнерусского населения, пришедшими в муромские земли, или муроме, воспринявшей новую материальную культуру, остается во многом дискуссионным. 

«На сегодняшний день Звягинский могильник – самая восточная точка, где в XI веке фиксируется присутствие древнерусской культуры. На его примере мы можем проследить, как окские территории включались в сферу интересов Древнерусского государства. Примечательно, что в ХI веке уже не только Муром, но и Заокские земли стали плацдармом расширения государства на восток, а Муромская земля – восточным краем Руси», – отметила Ольга Зеленцова.

 

Информация и фото предоставлены пресс-службой Института археологии РАН

Источник фото: Институт археологии РАН