Академик Иосиф Исаевич Гительзон — врач и биофизик, исследования которого охватывают масштабные процессы, связанные с экосистемами и биосферами. Среди его работ есть исследования, посвященные управлению биосинтезом микробных популяций, методам биолюминесцентного анализа и замкнутым экологическим системам жизнеобеспечения человека. Сегодня выдающийся ученый отмечает свой день рождения!

Одно из самых ярких и интересных достижений академика — создание проекта БИОС-3 и руководство им. БИОС-3 представлял собой герметичную замкнутую систему жизнеобеспечения человека, расположенную в подвале Института биофизики СО РАН в красноярском Академгородке. В ней было четыре отсека, в двух из которых располагались камеры для выращивания растений, таких как пшеница, соя, салат, чуфа, морковь, в одном — микроводорослевые культиваторы, а в последнем находились каюты экипажа с необходимым оборудованием.

БИОС-3 был экосистемой в миниатюре, которая обеспечивала команду из трех человек необходимыми ей водой и воздухом в течение большого времени. Среди экспериментов, проводившихся в БИОС-3, самый продолжительный длился 180 дней. Потребность команды в пище система покрывала на 80%. Таким образом, основываясь на БИОС-3, можно создавать станции и колонии, в теории способные долго выживать на самообеспечении в экстремальных условиях пустынь, полярных широт или даже космоса.

Другая область исследований И.И. Гительзона посвящена динамике развития растительных сообществ и измерению характеристик водных масс. Основная задача работ Иосифа Исаевича — прогнозирование: на основе визуальных данных необходимо научиться определять тренды развития растительности в биосфере Земли. На основе трудов академика, по его инициативе и под его руководством появились большие социально значимые научные проекты: «Экология величайших рек мира», «Зеленая волна», программы «Хлорофилл в биосфере», «Чистый Енисей».

Академика особо интересуют морские светящиеся микроорганизмы и морская биолюминесценция. Им и его командой были разработаны оборудование и методы, позволяющие изучать эти явления, а также проведены многочисленные исследования. На основе результатов этих работ создавалась современная практика общеокеанических исследований.

Коллектив портала «Научная Россия» искренне поздравляет Иосифа Исаевича с днем рождения! Мы желаем Вам здоровья и новых, захватывающих открытий и высоких достижений в Вашей научной работе!

Источник фото: РАН