В национальном медицинском радиологическом научном центре им. А.Ф. Цыба (МРНЦ) в Обнинске Калужской области завершились клинические исследования отечественного протонного ускорителя медицинского назначения «Прометеус».

«Это самый компактный в мире протонный ускоритель, имеющий всего пять метров в диаметре и небольшую массу, но очень надежный, – говорит Степан Ульяненко, доктор биологических наук, заведующий отделом радиационной биофизики МРНЦ. –  Сегодня вся мировая медицина движется в направлении создания именно компактных, портативных приборов, не занимающих огромных площадей, но эффективных и безопасных в использовании. На сегодня это единственный в нашей стране конкурент западным разработкам, ничуть им не уступающий».

Протонный ускоритель «Прометеус» сконструирован в подмосковном наукограде Протвино под руководством члена-корреспондента РАН, доктора физико-математических наук Владимира Балакина и запущен в эксплуатацию в Обнинске в 2016 г., тогда же начаты клинические испытания. Это полностью оригинальная разработка. Его прототип-близнец работает в Протвино. За время клинических исследований в обоих городах там лечили 200 пациентов с онкологическими новообразованиями в области головы и шеи, что для исследовательского этапа очень большое число.

По словам генерального директора Национального медицинского исследовательского центра радиологии, филиалом которого является МРНЦ, академика РАН Андрея Каприна, результаты более чем обнадёживающие: радиологи и онкологи фиксируют полное уничтожение опухоли при исключении риска последующих рецидивов, в то время как соседние здоровые ткани остаются не поврежденными.

Сейчас во всем мире создаются и активно используются ускорители медицинского назначения, однако импортные протонные установки чрезвычайно дороги. Разработка российских ученых может стать спасением для многих пациентов, страдающих раковыми заболеваниями. «Наша машина на порядок дешевле импортных аналогов, – говорит Владимир Балакин. – Мы надеемся, что в ближайшее время нам удастся запустить их серийное производство, ведь необходимость в них исчисляется тысячами. Мы можем обеспечить дешевыми и качественными протонными ускорителями для лечения рака не только Россию, но и весь мир».

У проекта есть немалые перспективы. Так, Владимир Балакин и его коллектив работают над усовершенствованием «Прометеуса» с тем, чтобы он мог лечить опухоли других локализаций – например, при урологических и гинекологических заболеваниях. Кроме того, ученые приступили к созданию ускорителя, разгоняющего углеродные пучки. По мнению радиофизиков и онкологов, углеродная терапия более эффективна при некоторых формах рака, чем протонная. В частности, она может справляться с опухолями, на которые не действует радиоактивное излучение (так называемые радиорезистентные опухоли). Уже начата сборка медицинского блока на базе полуторакилометрового синхротрона Института физики высоких энергий, где в текущем году планируется провести клинические испытания. Первые пациенты уже ждут своей очереди.

«Панацею при раке найти трудно, – говорит Андрей Каприн. – Это не могут быть только наночастицы, гамма-нож или лучевая терапия – это комплекс терапевтических, психологических, когнитивных воздействий, подобранных в зависимости от индивидуальных особенностей пациента. Мы – в первую очередь научное подразделение, находящееся в поиске оптимальных путей избавления человечества от этого недуга. На сегодня ядерная медицина, исторически очень сильная в нашей стране,  даёт здесь колоссальные возможности».