У инструмента, предназначенного для Марса, есть новая – пока что земная – миссия: собрать образцы грунта, «утопающего» подо льдом Антарктиды на глубине более 600 метров, пишет портал Science News. Образцы помогут ученым узнать больше об изменениях климата на материке за последние несколько миллионов лет.

В начале января исследователи из Университета Глазго (Шотландия) доставили в Антарктику модифицированную версию марсианской буровой установки. Они готовы отправить ее на дно ледяной скважины глубиной 651 метр, которую уже пробурили исследователи из Британской антарктической службы (British Antarctic Survey, BAS) у станции Skytrain Ice Rise.

Шотландская установка P-RAID, предназначенная для работы на Марсе, действует практически полностью автономно. Еще один плюс: ее компактный размер. Эти преимущества инструмента заинтриговали ученых с BAS, которые искали способы пробурить коренную породу, которая находится на дне глубокой ледяной скважины. У ученых есть переносные буровые системы для относительно мягкого льда, но бурение твердых пород такими системами становится проблематичным.

Машина P-RAID была создана для работы в условиях низкой гравитации Марса: она использует ультразвуковые колебания, которые заставляют молоток машины ударять по земле. Однако в земных условиях этот механизм не имеет смысла: гравитация на Земле сильнее, поэтому, если увеличить мощность ударного механизма бура, ультразвуковое воздействие будет бесполезным. Специально для миссии в Антарктиде инженер из Глазго Патрик Харкнесс (Patrick Harkness) и его коллеги переделали установку под вращательно-ударное бурение. Теперь ударный механизм установки будет перемещаться по круглой наклонной плоскости, пробивая грунт с каждым вращением бура.

Команда ученых надеется собрать антарктическую породу и измерить в ней количество радиоактивных изотопов, таких как бериллий-10. Эта форма элемента, образованного в результате реакции космических лучей с атомами азота и кислорода, распадается с постоянной скоростью. Измерив соотношение изотопов, ученые выяснят, когда грунт в последний раз был покрыт льдом и подвергался прямому воздействию атмосферы.

[Фото: ERIC WOLFF]