0 комментариев 517

Людмила Буравкова рассказала о факторах, замедляющих репликативное старение

На первом заседании президиума РАН 2021 года Буравкова Людмила Борисовна рассказала о влиянии внешних факторов на мультипотентные клетки

Главной темой первого в 2021 году заседания президиума РАН стала «Регенеративная биомедицина: фундаментальные и прикладные аспекты», с этим докладом выступил Всеволод Арсеньевич Ткачук, после чего его дополнили содокладчики.

Член-корреспондент РАН Людмила Борисовна Буравкова остановилась подробнее на аспекте, который кратко отметил Всеволод Арсеньевич на своём последнем слайде, а именно на том, что внешние факторы могут играть если не ведущую, то очень серьёзную роль в состоянии мультипотентных клеток. Таких факторов множество, Людмила Борисовна остановилась на одном из них - нехватке кислорода - гипоксии.

Учёные рассмотрели влияние гипоксии на культивируемые мезенхимальные стромальные клетки и выявили, что свойства клеток инвитро становятся лучше.  Они проверили происходящие изменения на транскриптомном уровне и увидели, что поддержка пролиферации и поддержка жизнеспособности значительно повышается, что было проверено на модели животных: "Эти клетки значительно повышали регенеративную способность при заживлении перелома костной ткани, это не панацея, но клетки, которые стареют в нашем организме и теряют свои свойства, на самом деле это старение можно смоделировать инвитро, которое называется "репликативное старение", так вот пониженное содержание кислорода, не могу сказать что останавливает, но тормозит и замедляет клеточное старение мезонхимальных клеток инвитро".

"Несмотря на то что это замедляет старение, мы имеем тот секретом от стареющих клеток, о котором говорил Всеволод Арсеньевич, и он провоспалительный. То есть он не очень хороший с точки зрения регенеративных свойств, с точки зрения ангиогенеза. Здесь надо смотреть все составные части этого секретома, а не только основные компоненты", - говорит Людмила Борисовна.

Людмила Борисовна Буравкова обратила внимание слушателей на то, что при подготовке клеточных препаратов необходимо учитывать множество факторов и существует определённый регламент, который с одной стороны - благо, которое позволяет получать стардартизированные клеточные препараты, а с другой стороны, - тормоз, потому что, если начинается производство продукта, то нет возможности изменить факторы, которые наблюдаются.

"Таким образом, используя всего лишь один фактор микроокружения, а я повторюсь, их очень много, мы можем получать собственно стромальные продукты с хорошими свойствами и продукты гемопоэтические, естественно, более глубоко изучив эту нишу, но это первые шаги к созданию микроокружения, которое мы имеем у человека", - завершила своё выступление Людмила Борисовна.

Прослушать полную версию доклада можно на странице трансляции, которую вела "Научная Россия".

Людмила Буравкова мультипотентные клетки регенеративная медицина