На данных массового опроса исследователи из НИУ ВШЭ измерили вклад некогнитивных навыков в  вероятность и объем потребления россиянами спиртных напитков. По итогам роль личных качеств в «алкоголизации» населения подтвердилась и заставила  переоценить значимость фактора образования, считающегося одним из главных в снижении чрезмерного потребления алкоголя.

Сотрудники Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ Ксения Рожкова, Сергей Рощин и Яна Рощина проверили влияние некогнитивных навыков, входящих в «Большую пятерку». «Большая пятерка» объединяет: добросовестность/сознательность, экстраверсию, невротизм/нейротизм, открытость опыту, согласность.

Для работы были взяты результаты опроса RLMS-HSE 2016–2018 годов – социально-демографические показатели 5,3 тыс. жителей России в возрасте 20–60 лет, информация об их некогнитивных навыках (ответы на 24 вопроса по категориям «Большой пятерки») и потреблении алкоголя (вопросы о вероятности воздержания, предпочитаемых напитках, периодичности и объемах выпиваемого).

Данные анализировались с помощью различных эконометрических моделей, в качестве основных применялись пробит- и тобит-модели со случайными эффектами. Контрольными переменными стали 19 индивидуальных и региональных характеристик: от пола, возраста, этнической принадлежности, семейного положения и массы тела человека до доходов на душу населения, цен на спиртное и температуры воздуха в регионах.

Не связанной с «алкогольными» практиками оказалась только одна черта – доброжелательность. Степень влияния остальных отличается, в том числе для мужчин и женщин, но главный вывод однозначный: особенности личности определяют отношение к алкоголю – предсказывают вероятность и объем потребления.

Чем человек добросовестнее (упорнее, трудолюбивее, обязательнее), тем меньше он выпивает и больше шансов, что не начнет. Тем более что добросовестность – это еще и дальновидность. У таких людей лучше развиты самоконтроль, потребность в накоплении человеческого капитала (инвестиций в свое здоровье и образование), ориентация на здоровый образ жизни.

Увеличение сознательности на одно стандартное отклонение, подсчитали исследователи, повышает вероятность воздержаться от алкоголя на 2,5 п.п. для мужчин и на 1,7 п.п. для женщин и снижает объем потребления на 38 п.п. и 28 п.п. соответственно.

В отличие от добросовестности эффект экстраверсии противоположный. Ориентация на внешний мир, жажда общения ведут к частым социальным контактам, а значит, к большей возможности выпить и меньшей вероятности  отказаться от рюмки.

Увеличение экстраверсии на одно стандартное отклонение сокращает возможность воздержания на 2,1 п.п. для мужчин и на 2,7 п.п. для женщин и «наращивает» объем потребления на 27 п.п. и 24 п.п. соответственно.

У открытых новому опыту (креативных, любознательных, с хорошим воображением) зависимость обратная. Чем сильнее эта черта личности, тем меньше спиртного: на 7 п.п. – у мужчин. Для женщин связи не обнаружено, зато сильнее эффект нейротизма.

Нейротизм (эмоциональная нестабильность, неуверенность, тревожность, уязвимость перед стрессами) подталкивает к выпивке. Объем потребляемого алкоголя у мужчин прибавляет 7 п.п., у женщин – 13 п.п.

Истоки гендерного различия, вероятно, в разной мотивации к алкоголю. «У мужчин он чаще ассоциируется с конформизмом и стремлением получить приятные ощущения от алкоголя, у женщин – с защитой от негативных эмоций. Кроме того, более высокий нейротизм связан с депрессивными эпизодами, которые чаще испытывают женщины, а алкоголь в этом случае может служить инструментом самолечения», – поясняют ученые ВШЭ.

Известно, что образование снижает потребление алкоголя. Исследование ВШЭ такую связь подтвердило: наличие высшего образования сокращает объем выпитого в месяц на 50 п.п. (мужчины) и 31 п.п. (женщины), среднего специального – на 37 п.п. и 21 п.п. соответственно. Однако это без учета некогнитивных навыков.

Когда в анализ включили «Большую пятерку», те же цифры заметно уменьшились. Для выпускников вузов – почти вдвое:  до 26 п.п. (мужчины) и 16 п.п. (женщины), для выпускников колледжей – до 24,8 п.п. и 11,6 п.п.

«Без изучения личностных черт влияние образования на поведение, связанное с алкоголем, переоценивается, – заключают ученые ВШЭ. – Университеты и колледжи дают новую социальную среду, но качества личности, связанные с ограничением потребления алкоголя (например, добросовестность, экстраверсия, нейротизм), к студенчеству уже формируются. Исследования близнецов показывают, что 30–50% самооценочных личностных черт наследуются, причем экстраверсия и нейротизм – наиболее наследуемые категории “Большой пятерки”, а сознательность в основном представляет собой итог первичной социализации».

На сокращение потребления алкоголя в России работает государственная политика. Оценки некогнитивных навыков могут помочь ей практически, а пересмотр исследователями эффекта образования ставит важный вопрос. Концентрироваться на работе со студентами – не поздно ли? Если личностные черты, провоцирующие склонность к спиртному, к этому времени уже сложились, то и действовать нужно раньше – развивать психологические особенности, в первую очередь сознательность, еще в школе.

 

Информация предоставлена пресс-службой НИУ ВШЭ

Источник фото: https://iq.hse.ru/news/448338231.html