В январе 2019 г. на международной платформе iNaturalist сотрудники Гербария Московского университета разработали и создали портал «Флора России». На момент создания в нём было 8500 разрозненных наблюдений, загруженных 745 участниками. В конце июня 2019 г. спустя пять с половиной месяцев после запуска онлайн-проекта было собрано 100 000 достоверно определенных фотонаблюдений, а в конце октября за неполных 10 месяцев число участников выросло до 3670 человек, а их количество наблюдений превысило 200 000.

Проект «Флора России» стремительно приобрёл популярность не только среди натуралистов-любителей, но и ботаников-профессионалов. Это как сотрудники нескольких факультетов МГУ (биологический, почвоведения, географический, а также филиал в Севастополе), так и ученые из университетов Брянска, Томска, Нижнего Новгорода и других городов, академических центров Владивостока, Махачкалы, Санкт-Петербурга, Пущино, многочисленных российских заповедников. Благодаря общим усилиям команды экспертов почти 90% фотонаблюдений надёжно определены.

Главным отличием этого проекта от других инициатив по изучению природы России является полная открытость данных. Участники проекта соглашаются с тем, что публикуемые ими фотоархивы лежат в открытом доступе, а массивы пространственных данных, основанные на этих фотосвидетельствах, можно свободно скачивать, обрабатывать и использовать в научной, поисковой и природоохранной деятельности.

«Изначально была идея сделать такой портал только по флоре Москвы, однако мы быстро переросли региональный уровень. В дальнейшем университетский проект «Флора России» стал триггером стремительного роста открытых онлайн-данных о биоразнообразии нашей страны не только по растениям, но и по другим группам, – сказал ведущий научный сотрудник биологического факультета МГУ Алексей Серегин. – Вслед за нами сходные по идеологии проекты появились по грибам России, природе заповедников и национальных парков, по флоре соседних стран»

Сбор разных типов данных для будущего «Атласа флоры России» ведётся на основе Цифрового гербария МГУ – крупнейшей в России базы данных и биоразнообразии. Фонды Гербария МГУ насчитывают свыше 1 миллиона образцов, накопленных за 200 лет существования университетской коллекции сухих растений. Новым этапом в этой масштабной работе стало привлечение волонтёров, которые загрузили на новый портал фотографии найденных растений и снабдили их точными геоданными.

Платформа iNaturalist зародилась в 2008 г. в Беркли и долгое время развивалась как небольшой стартап в Силиконовой долине. Стремительный рост популярности платформы по всему миру начался в 2018 году. С появлением русскоязычного интерфейса, бесплатного приложения для смартфонов и внедрениям мощного движка искусственного интеллекта, подсказывающего названия незнакомых растений, платформа окончательно покорила как профессионалов, так и натуралистов-любителей. В 2020 году сбор фотоданных по растениям России будет продолжен.