Когда я училась в МГУ, у нас, как и во всех учебных заведениях, были ребята, которые не могли заниматься физкультурой наравне с другими. Их записывали в специальную группу ЛФК, где с ними по облегченным методикам занимался отдельный преподаватель. Оказывается, можно организовать этот процесс совсем по-другому. И такой пример демонстрирует Томский политехнический университет, где на базе отделения физической культуры ведутся многолетние научные исследования, а на их основе разрабатываются и успешно внедряются методики, которые могут помочь таким студентам. Да и не только студентам.
О том, что это за методики, — наш разговор с доктором медицинских наук, профессором отделения физической культуры Школы базовой инженерной подготовки ТПУ Леонидом Владимировичем Капилевичем.
Леонид Владимирович, я слышала, что на вашем факультете проводится множество уникальных научных исследований. О чем речь?
Основная проблема, которой мы занимаемся уже в течение ряда лет, — это проблема физической активности, физической реабилитации для лиц с различными нарушениями здоровья, или, как сейчас принято формулировать - с ограниченными возможностями здоровья. Мы начали этим заниматься по одной простой причине: всегда часть студентов была освобождена по состоянию здоровья от физической культуры, и, соответственно, мы хотели им помочь. Ведь сейчас медицина стоит на том, что движение лечит любую болезнь. Подходы изменяются. Например, еще 20 лет назад, когда я учился в медицинском институте, нам говорили, что больной после инфаркта неделю или две должен лежать, даже в туалет не вставать, то есть соблюдать полный постельный режим. А сегодня концепция изменилась— уже на второй день после инфаркта ему предлагают вставать, потихоньку выполнять самые легкие упражнения, шевелить руками и ногами.
Движение — все?
Да, уже фактически нет заболевания, при котором не надо двигаться, чтобы себе помочь. А тут получалось, что люди с самыми разными заболеваниями освобождались от физкультуры, они это время проводили сидя, то есть дополнительно усугубляли состояние своего здоровья. Мы решили поискать здесь новый подход и начали разрабатывать методы для таких студентов.
Наверняка они возражали?
Нет, вы знаете, наоборот: это вызвало интерес. Мы сами сначала думали, что нам придется их заставлять, убеждать, уговаривать. Но эти ребята оказались заинтересованными в своем здоровье. Мы, к своей радости, сразу увидели интерес и почувствовали обратную связь. Но вскоре мы поняли: если мы хотим получить серьезный эффект, надо подходить к этому системно, проводить исследования. Что мы и стали делать.
С чего все началось?
Первая наша работа состоялась десять лет назад. Она была поддержана нашим областным грантом. С него и начались наши изыскания в этой области. Поскольку среди студентов с ограниченными возможностями здоровья встречались люди с самыми разными заболеваниями — сердца. органов зрения, с двигательными нарушениями. — мы начали работать с отдельными группами и искать для них разные методики. Как раз в это время стало появляться много аппаратов, в том числе российского производства, которые позволяли изучать, анализировать эти движения, — это и фоторегистраторы, и стабилографичесие платформы. То есть появились возможности работать в этом направлении.
Большой интерес вызвала, в частности, история людей с детским церебральным параличом. Сейчас мы эту тему в какой-то степени завершили, создав тренажер, который внедрен в практику. Была защищена кандидатская диссертация моего аспиранта С.Д. Коршунова, выпускника нашего университета. Он изобрел тренажер для таких детей, провел исследования, с помощью серьезных научных методов выделил несколько групп, показал, каким образом с этим тренажером надо заниматься. Эта тренажерная методика защищена патентом. Он окончил аспирантуру и сейчас работает в реабилитационном центре, где успешно внедрил свою методику. Насколько я знаю, к нему большая очередь — месяца на два вперед все расписано.
В чем же смысл работы этого тренажера?
Он несложен. Он соединяет руки и ноги родителя с ребенком, и главное здесь — научить родителя правильно двигаться, чтобы ребенок повторял за ним эти движения. Ребенок, поработав с родителем, начинает сам выполнять те же самые движения правильно. Тренажер оказался очень востребованным, им заинтересовались и в других городах Сибири. Мы не жадничаем — делимся методикой, поскольку заинтересованы в ее широком распространении. Эта работа тоже была поддержана грантом Российского гуманитарного научного фонда.
Но, насколько я знаю, на этом вы не остановились.
Да, сейчас мы опять выиграли грант РНФ на изучение адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к учебному процессу. Грант этот мы выполняли совместно с социологами — изучали социальные, педагогические, физические аспекты, стараясь понять, как студент с тем или иным заболеванием себя чувствует в ходе учебного процесса, с какими проблемами сталкивается и чем мы ему можем помочь, в том числе в плане физической активности, потому что для них это важно. Один из аспектов, которым мы занимаемся, — скользкая поверхность. У нас в Сибири в среднем семь месяцев в году лежит снег, соответственно, перемещаться приходится по скользким поверхностям, а это очень серьезная проблема для таких людей.
По-моему, не только для таких. Видела в работе один из ваших тренажеров, где нужно передвигаться по беговой дорожке, в то время как на мониторе движется управляемая вами машина, и ваша задача — удержать ее на трассе, чтобы она не врезалась в ограждение. Оказывается, это совсем не простая задача, связанная с тренировкой вестибулярного аппарата. А уж если будет еще и скользко...
Да, это для многих проблема. Люди падают, получают различные травмы, лишаются возможности передвигаться самостоятельно. И мы стали разрабатывать методики. С этой целью мы изучали, чем отличаются движения на скользкой поверхности от обычных. Смотрели здоровых физически людей, людей с различными заболеваниями — конечностей, спины, с нарушениями зрения.
А в прошлом году начали еще одну тему— уже со спортсменами. В Томске очень популярен такой вид спорта, как зимний футбол, или футбол на снегу. У нас проводятся чемпионаты, играют больше сотни команд разных возрастов — от детей до ветеранов. И один из организаторов этой команды, бывший футболист чемпионата России, мастер спорта Александр Ильин предложил нам изучить, в чем особенность футболистов, которые играют на снегу, и как правильно тренировать команду. Ведь они играют на скользкой поверхности, на холоде. Сейчас совместно с ним мы проводим такие исследования. Есть интересные результаты, рекомендации, как нужно тренировать таких футболистов.
Знаю, что результатом этих исследований тоже стал тренажер.
Да, мы разработали систему тренировки. Для этого мы взяли компьютерный тренажер, который позволяет регистрировать положение тела человека, тестировать его на равновесие, движение рук, ног и работу мышц, изучили разные группы таких студентов и для каждого разработали свою систему тренировки, которую уже используем на занятиях.
Правильно ли я понимаю, что у вас нет студентов, которые не заняты тем или иным видом физической активности?
Именно к этому мы и стремимся. Конечно, есть ребята, которым тяжело к нам добираться, чтобы позаниматься на тренажере, они подчас учатся дистанционно, но мы стараемся приблизиться к каждому студенту, найти для него возможность заниматься тем, что ему доступно. Просто освободить от физкультуры по состоянию здоровья, конечно, проще всего. Но это не лучший вариант для самого студента.
Что они сами говорят о результатах?
Есть и субъективный положительный отзыв, когда они говорят, что им понравилось, им стало легче, они стали более уверенно себя чувствовать, в том числе на улице.
Говорят, что возросла продуктивность основных занятий.
И объективно после цикла занятий, когда в течение месяца мы проводим повторные исследования, оцениваем их равновесие, координацию, точность — видим, что есть положительные сдвиги. Тренировка реально помогает им в жизни. Сейчас по этой теме завершила исследование моя аспирантка Е.В. Медведева, и я надеюсь, что в этом году кандидатская диссертация будет представлена и защищена.
Может ли ваша система применяться для других людей?
В разных модификациях ее можно применять абсолютно всем. Ту же систему, но уже с другими, весьма напряженными тренировками использовал еще один наш аспирант, Ф.А. Гужов, который тренирует команду по карате. Он отрабатывал удары с применением этого тренажера. Получается, что человек, выполняя удар, на экране видит картинку своего удара, а рядом тут же проецируется картинка, как этот удар выполнил мастер. Таким образом, спортсмен видит, в каких деталях у него отличие, а потом пробует несколько раз повторить, и у него появляется понимание, что он делает неправильно и что надо поправить. Так можно учиться всему — танцам, баскетболу, просто тренировать реакцию и развивать умение держать равновесие, что нужно всем людям без исключения.
Честно говоря, никогда не слышала, чтобы кафедры физкультуры каких-либо вузов занимались подобной работой. Насколько это уникально?
Насколько я знаю, в России такими исследованиями ни один вуз больше не занимается. Есть ли такое за рубежом, не знаю, не слышал. Мы, конечно, тесно сотрудничаем с рядом организаций — с Институтом нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАН, Научно-исследовательским институтом физической культуры РАН. Там тоже занимаются подобными проблемами. Но это научно-исследовательские, а не учебные учреждения.
Почему же вы, не будучи НИИ, столь активно ведете такую работу?
Так получилось организационно, что на нашей кафедре очень сильная команда медиков. Я и человек пять моих учеников, которые работают на кафедре, по образованию врачи и пришли в эту сферу из медицины. Наверное, поэтому нам было интересно получить в этом направлении какие-то важные результаты.
Это замечательно. Наверняка у вас есть планы, идеи, которые хочется воплотить?
Планы есть, и мы действительно надеемся их воплотить. Сейчас мы подали заявку на конкурс федеральных целевых программ совместно с нашей Инженерной школой информационных технологий и радиотехники ТПУ и собираемся разработать устройства и программы для реабилитации более тяжелых больных. Мы хотим создать аппарат, который будет дополнять движения человека и обучать его. В случае, если он не может выполнять какие-то движения, — например, после инсульта, после тяжелой травмы, — наш аппарат сможет обучать его либо вообще заместить это движение, чтоб помогать ему жить дальше.
Как это будет выглядеть?
Возможности могут быть самыми разными. Например, это может быть что-то типа экзоскелета— надетое на руку устройство, которое будет помогать человеку поднимать руку. У нас есть наработки, есть макет, который мы уже пробовали в действии. Теоретические изыскания мы провели. Для того, чтобы перейти к практической части и изготовить опытный образец, требуются довольно большие средства. Сами мы это не можем потянуть и поэтому подготовили заявку на грант федеральной целевой программы Правительства РФ. Там один из разделов — медицинские реабилитационные технологии. В ноябре ждем результата. Если наше начинание будет поддержано, приступим к этой теме. Ну а если нет — посмотрим, какие нам сделают замечания, доработаем и будем подавать на следующий конкурс.
Если все получится, где вы будете это применять?
Эта работа направлена на медицинские учреждения. Из рамок нашего университета мы уже выходим. В Томске есть довольно много центров разного уровня, куда попадают пациенты после травм, а в областной больнице работает инсультное отделение. Они очень заинтересованы в таких аппаратах. Мы уже проводили с ними переговоры и договорились о тесном сотрудничестве. У них много лежачих больных, которым требуются такие процедуры. Есть и частные коммерческие центры, которые проводят реабилитацию инвалидов. Они небольшие, как правило, на 10-15 человек, но люди туда тоже ходят, регулярно занимаются упражнениями. Туда попадают те, кто уже выписался из больницы, но нуждается в продолжении реабилитации. Там наши методики тоже очень востребованы. Так что останавливаться мы не собираемся и думаем предложить всем, кто в этом заинтересован, еще немало полезных и доступных разработок.
■
Беседовала Наталия Лескова
Иллюстрация: Компьютерный интерфейс тренажера, предназначеннного для тренировки вестибулярного аппарата