В небольшой деревушке Ленте, в Германии, 4 апреля 1823 года в семье фермера родился Карл Вильгельм Сименс. Он стал четвертым по счету сыном в семье, где всего было 14 детей. 

Отец хотел, чтобы Карл Вильгельм стал банкиром и даже отправил его учиться этому ремеслу к дяде. Но его старший брат, Вернер, изобретатель и инженер, решил иначе – после смерти отца он отправил Вильяма в Магдебург изучать инженерию. Это определило всю дальнейшую жизнь на тот момент пятнадцатилетнего Карла Вильгельма Сименса, и сейчас он известен как инженер-электрик. И хоть банкиром, как хотел его отец, Вильгельм и не стал, зато он успешно занимался в Англии общим семейным бизнесом, который сегодня известен как Siemens AG. 

Закончив свое обучение в Магдебурге, молодой ученый поступил в Геттингенский университет, который оставил через год, чтобы стать учеником инженера. Вместо двух лет обучения Вильгельм отучился всего один – благодаря своим успехам на машиностроительном заводе. 

В Англию Вильгельм попал из-за трудностей семьи с деньгами. Когда ему было 20, обучение младших членов семьи встало под угрозу. Вильгельм решил попытаться продать один из патентов своего брата Вернера – усовершенствованную технологию золотого и серебряного покрытия. Блуждая по Европе, он заехал в Лондон. Весьма удачное решение – в Англии он продал патент за 1600 фунтов стерлингов местной фирме Elkington. 

Это стало первой победой в успешной карьере Вильгельма Сименса в качестве бизнесмена. Еще одно событие, которое определило его дальнейшую жизнь. Так инженер обосновался в Лондоне и стал представителем сначала дочерней компании Siemens & Halske, а затем и полностью финансово независимой Siemens Brothers.

«Братья Сименс» разрабатывали и внедряли на рынок совершенно разную технику: кабельно-телеграфную, электротехническую, стекольную и др. Например, в 1850-х годах в России «Братья Сименс» проложили подземный телеграфный кабель сначала из Петербурга в Ораниенбаум, а затем и подводный – до Кронштадта.

Хоть в 1850-х Вильгельм и посвятил себя семейному бизнесу и электрическим изобретениям, он всегда занимался идеей применения процессов регенеративного принципа. Его исследования отражали попытку посмотреть на тепло не как на вещество, а как на энергию. Таким образом, его исследования были на стыке двух направлений – науки о тепле и науки об электричестве.

Рис. 1. 4-цилиндровый экспериментальный газовый двигатель, запатентованный Siemens

Рис. 1. 4-цилиндровый экспериментальный газовый двигатель, запатентованный Siemens

В 1860-х годах Карл Вильгельм сконструировал газовый двигатель (рис. 1), который не вышел за пределы экспериментальной стадии, потому что ученый выбрал для себя в определенный момент другое направление – как раз в области науки о тепле. Про этот газовый двигатель в журнале «Теории газового двигателя» в разделе обсуждения написали: 

«Двигатель обещал дать очень хорошие результаты, но примерно в то же время Сименс начал уделять свое внимание производству интенсивного тепла в печах и, сделав свой выбор между двумя предметами, он выбрал печь и металлургический процесс, ведущий из нее». 

Схема мартеновской печи: 1 - рабочее пространство; 2 - свод; 3 - головка; 4 - топливная горелка; 5 - вертикальный канал; 6 - шлаковик; 7 - под; 8 - регенератор с огнеупорной насадкой; 9 - борова; 10 - реверсивные клапаны; 11 - завалочные окна.

Схема мартеновской печи: 1 - рабочее пространство; 2 - свод; 3 - головка; 4 - топливная горелка; 5 - вертикальный канал; 6 - шлаковик; 7 - под; 8 - регенератор с огнеупорной насадкой; 9 - борова; 10 - реверсивные клапаны; 11 - завалочные окна.

И не зря. Величайшим изобретением Вильгельма стала регенеративная печь (рис. 2), которая проработала во всем мире до 1990-х. В такой печи тепло, которое выходило с отходящими газами, улавливалось для нагрева воздуха, подаваемого в печь. Этот процесс повышал ее эффективность и позволял нагреваться до температур, способных плавить сталь. 

Изобретение получило широкое применение в сталеплавильном производстве и в конечном итоге вытеснило более ранний бессемеровский процесс 1856 года. Заслуги Уильяма были признаны его членством в Институте гражданских инженеров в 1860 году. 

Рис. 3. Кабельный корабль CS Faraday

Рис. 3. Кабельный корабль CS Faraday

Помимо множества разработок в рамках компании Siemens, таких как телеграфные кабели, наземные линии связи и их аксессуары, Карл Вильгельм разработал устройство, находящееся на стыке двух интересующих его областей – электрический пирометр. В этом изобретении, которое бесконтактно измеряло температуру, он соединил свои знания в металлургической и электрической областях.

На рубеже своей жизни Вильгельм спроектировал кабельный корабль для компании брата SiemensBrothers, который впервые в истории проложил трансатлантический кабель в 1875 году – первое прямое соединение Великобритании с Соединенными Штатами. (рис. 3)

Этот человек вошел в историю не только как бизнесмен, который удачно продвигал изобретения и патенты. Карл Вильгельм Сименс был изобретателем и инженером, который до конца жизни оставался верен своему делу. 

 

Автор фото на главной странице Мистер Ван дер Вейде