Данаиды монарх (Danaus plexippus), у которых «сбился» миграционный режим и которые перешли на оседлый образ жизни, в 13 раз чаще заражаются инфекциями от паразитов, – пишет Science со ссылкой на Ecology Letters.

Данаиды точно знают, когда пришло время отправляться на юг. Главным знаком для них служит увядание растения ваточник (или асклепиас) – главного источника питания гусениц монархов и основное место для весенней кладки яиц. Однако, поскольку ваточники стали расти реже, некоторые садоводы в Соединенных Штатах начали выращивать тропические сорта растений, которые не погибают осенью. Это привело к тому, что некоторые данаиды «выпали» из своего миграционного режима, и образовали круглогодичные колонии вблизи своих постоянных источников пищи.

Но большинство монархов все еще мигрируют, и во время «стоянок» путешественники смешиваются с бабочками, которые перешли на оседлый образ жизни. Желая узнать больше о последствиях этих взаимодействий, ученые начали отлавливать и изучать данаид во время весенних и осенних миграций 2014 и 2015 годов, ища признаки смертельных паразитов. Они знали из прошлых исследований, что миграция помогает монархам избегать инфекций, потому что во время путешествия больные бабочки умирают, а остальные проводят часть года вдали от растений, которые питают паразитов.

Биологи из США и Канады изучили более 500 монархов из девяти различных мест в Техасе, одна половина из которых жила в круглогодичных колониях, а другая состояла из мигрантов. Исследование показало, что бабочки-мигранты, остановившиеся в постоянных колониях, в 13 раз чаще заражаются паразитами и в три раза чаще производят потомства вне нормального сезонного «графика» – по сравнению с другими мигрирующими данаидами.

Это не обязательно означает, что мигранты на этих участках заражаются, смешиваясь с жителями. Ученые говорят, что бабочки, которые уже заражены, могут просто выпасть из миграционного графика, стоит им только заметить поблизости ваточник – и часто растения оказываются тропическими сортам, в которых размещаются колонии «оседлых» данаид. Ваточник-«подменыш» может также вызвать биологические изменения у бабочек: им кажется, что миграция закончилась раньше, поэтому они начинают спариваться раньше – обычно этот ритуал данаиды откладывают до тех пор, пока не завершится весенняя миграция на север.

[Фото: Science]