14-15 февраля в России прошла школа-конференция «Хранители Земли». Это финальное мероприятие XIII Всероссийского конкурса детских экологических проектов «Человек на Земле». Авторы 12 лучших проектов получили ценные призы, а команда из Казани завоевала путевку на «Плавучий Университет».

В этом году школа и конкурс посвящены 160-летию В.И. Вернадского. Школа прошла в гибридном формате, местом очного сбора стала Университетская гимназия МГУ имени М.В. Ломоносова.

Учредитель и организатор конкурса – Некоммерческое партнерство «Содействие химическому и экологическому образованию». Соорганизаторы конкурса – химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Университетская гимназия (школа-интернат) МГУ имени М.В. Ломоносова и Межрегиональное общественное движение творческих педагогов «Исследователь».

В рамках проекта «Человек на Земле» школьники и студенты колледжей занимаются подготовкой научных проектов на широкую тематику. Они работают вместе со своими наставниками – учителями, преподавателями учреждений дополнительного образования, вузов, чтобы потом представить свой проект на школе-конференции «Хранители Земли» и получить оценку эксперта – чтобы было всем понятно, почему эта проблема так актуальна, а что следовало бы доработать. Эксперты задают вектор развития для авторов проекта и мотивируют других участников школы-конференции в дальнейшем также заниматься исследовательской деятельностью в области экологии, биологии и химии. Проект включен в инициативу «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий и получил поддержку Фонда президентских грантов.

Председатель оргкомитета, вице-президент РАН и научный руководитель химического факультета МГУ Степан Калмыков подчеркнул: «Экология – в высшей степени междисциплинарная наука. Нельзя сказать, что она требует знания в какой-то одной области. Нужно знать и химию, и биологию, и геологию, и инженерные науки, и многое другое. Поэтому молодые подрастающие специалисты должны обладать широким взглядом, хорошо разбираться в самых разных областях. Тогда они будут действительно конкурентоспособными учеными и смогут реализовывать очень важные, интересные и полезные проекты».

Поддержала академика Калмыкова и декан факультета фундаментальной физико-химической инженерии МГУ вице-президент РХО академик Юлия Горбунова: «Всё самое важное и интересное сейчас в науке происходит на стыке наук. А экология – это то самое прекрасное занятие, которое как раз и показывает, что экологам надо знать и химию, и физику, и биологию, и другие науки. В будущем эти знания очень пригодятся вам для выбора профессии. Она может быть связана и с медициной, и с энергетикой, и со строительством, с безопасностью, с сельским хозяйством – в любом случае вы будете намного большими профессионалами, обладая этими знаниями».

Как рассказала бессменный организатор конкурса, руководитель некоммерческого партнерства «Содействие химическому и экологическому образованию» Елена Ротина, конкурс «Человек на Земле» проходил по четырем номинациям: «Экологические проблемы родного края», «Глобальные проблемы биосферы в зеркале конкретных экосистем», «Этнографические исследования» и «Первые шаги в экологии».

В 2022 году в конкурсе участвовало 375 работ из 45 регионов. Жюри под председательством д.б.н. профессора Валерия Снакина (Музей землеведения МГУ) из лучших работ отобрало 12, авторы которых и выступили на школе. Все докладчики получили памятные призы – аккумуляторы с подзарядками от ГК «Мегаполисресурс» — ведущего в России переработчика батареек, аккумуляторов и электронного лома. А школы и центры, которые воспитали победителей, получили набор из двух экологических настольных игр – «Монстры-хламонстры» и «Хранители Земли». Но, пожалуй, главный приз достался ученикам 10 класса МБОУ «Гимназия №94» города Казань. Мукменова Алиса, Красничкин Артем и Клавер Альберт вместе с одним из руководителей за работу «Изучение качественных и количественных характеристик зоопланктона на озерах Залесное и Лебяжье (по результатам экспедиций 2020–2021 гг.)» получили от Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского путевку на 10-дневную экспедицию на «Плавучем Университете».

Участники школы также смогли послушать лекцию «В.И. Вернадский и судьба учения о биосфере», с которой выступил к.геогр.н. сотрудник Института истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова Геннадий Аксенов, и рассказ «О "Плавучем Университете"». Про него рассказал с.н.с. Музея землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова и Института географии РАН Алексей Иванов.

Итоги конкурса и запись школы будут опубликованы на сайте Некоммерческого партнерства «Содействие химическому и экологическому образованию» http://www.chemeco.ru/children/.

 

Справка

Цель Конкурса

Формирование экологической культуры подрастающего поколения – важной составной части культуры современного человека, включающей биологические, физические, химические знания, навыки и ценностные ориентации, необходимые для осознания единства Человека и Природы.

Задачи

  • Приобщение детей и подростков к исследованию природы родного края, его культурно-исторического прошлого, к бережному обращению с объектами и явлениями окружающего мира. Формирование навыков исследовательской деятельности.
  • Поддержка детского и юношеского природоохранного движения. Развитие у подростков чувства причастности к решению экологических проблем.

Участники конкурса

К участию приглашаются юные экологи, детские экологические коллективы, созданные в школах и учреждениях дополнительного образования детей, при вузах, научных центрах, природных и историко-культурных охраняемых территориях и других организациях. Приветствуется участие семейных коллективов.

Аннотации к некоторым докладам

Щетинина Кристина учится только в третьем классе, но уже готова поведать миру об уникальности носа коров – им не нужно пробивать уши и вставлять опознавательные дырочки, ведь нос коровы так же индивидуален, как отпечатки пальцев, и можно опознавать корову по нему.

С проектом «Наш лес в наших руках» выступит Рябова Ирина из подмосковной деревни. При Малеевской средней школе создано Школьное лесничество «Росток». Его члены –учащиеся школы – обеспокоены проблемами лесов: вырубкой, пожарами, неправильным сбором грибов, ягод и прочих лесных даров. Они воспринимают природу как друга – а о друзьях нужно заботиться. Экспертом к ее докладу станет Инна Климентьева, старший участковый лесничий Клинского филиала ГКУ МО «Мособллес».

Работу 6-классника Михаила Тимохина из Нижнего Тагила о вреде батареек прокомментирует Владимир Мацюк, генеральный директор «Мегаполисресурс». Михаил собрал и обобщил данные о том, почему их нельзя выкидывать в мусорные баки, какой вред может нанести одна батарейка, и расскажет, как их правильно утилизировать.

Проект школы из города Ногинска представляет собой скорее экологическую акцию – «Покорми зимой синичку». Школьники изготавливают кормушки своими руками, продают их, а на вырученные деньги покупают корм для птиц. Кроме того, они рассказывают жителям своего города, почему птиц зимой надо подкармливать и чем их кормить. Вместе с учителями они узнают новое о птицах и помогают им пережить зиму. Эту акцию дети придумали сами в рамках организации «Юные исследователи природы» в своей школе.

Еще один проект, связанный с птицами, сделал Андрей Антоненко. Он изучает особенности семейства дятловых в Рязанской области, своей малой родине. Мальчик интересуется дятловыми и расскажет, какие виды этих птиц можно обнаружить в Рязанской области, как они расселяются и как отличить один вид от другого. К исследованию Андрей также приложил и свои личные наблюдения за птицами. Эксперт к его докладу – Евгений Мельников, к.б.н., доцент кафедры морфологии и экологии животных СГУ имени Н. Г. Чернышевского, член Союза охраны птиц России.

Третьеклассник Данил Цветов к своему выступлению приготовил фильм, который снимал его папа-оператор. Он подготовил материал на тему «Чистота Волги в наших руках» и в трогательном видеоролике покажет красоту природы великой реки. Вместе с отцом и дедом они часто ходят на рыбалку на Волгу – это их семейное хобби, но не для того, чтобы ловить рыбу, а чтобы восхититься силой и красотой великой реки и побыть с ней наедине.

Другое выступление, которое будет сопровождаться фильмом, – презентация от молодёжного движения «Экопоколение» имени Галины Павловны Сапожниковой» из города Пущино-на-Оке. Уже 15 лет руководители молодежного движения организуют Летнюю экологическую экспедицию «Строим Экодом». В ходе экспедиции школьники изучают свой родной край и делают общий проект, который представят на школе-конференции.

 

Информация и фото предоставлены пресс-службой химического факультета МГУ