Группа канадских астрономов получила самое точное изображение пульсара PSR B1957+20 с высоким разрешением, наблюдая за двумя интенсивными областями излучения, расположенными на расстоянии 20 миллионов километров друг от друга, - сообщает портал eurekalert.org. Провести такое наблюдение было непросто: звезда находится очень далеко. С таким же успехом можно попытаться через телескоп на Земле увидеть блоху на поверхности Плутона (бывшая девятая планета Солнечной системы). Результаты исследования опубликованы в Nature.

Пульсар – это нейтронная звезда, которая совершает примерно 600 оборотов в секунду. При быстром вращении она испускает электромагнитное излучение, и от двух горячих точек на поверхности звезды исходят длинные лучи.

Рассмотреть эти две области излучения пульсара PSR B1957+20 стало возможным благодаря удачному расположению звезды: вместе с другой звездой она образует двойную систему, они вращаются вокруг друг друга. Компаньон пульсара – относительно хородная, легкая звезда, называемая коричневым карликом. Она теряет вещество, оставляя за собой газовый «хвост», как у кометы. Ученые объяснили, что этот газ действует как увеличительное стекло, которое искажает и увеличивает излучение пульсара. Через эту «естественную лупу» им удалось детально рассмотреть пульсар.

Диаметр коричневого карлика составляет около трети диаметра Солнца. Он находится на расстоянии примерно в два миллиона километров от пульсара, что в пять раз превышает расстояние от Земли до Луны. Полный оборот вокруг пульсара коричневый карлик совершает всего за девять часов. Компаньон нейтронной звезды всегда повернут к ней только одной стороной – так же, как Луна к Земле.

Сильное излучение пульсара нагревает эту сторону относительно холодной карликовой звезды до температуры Солнца (около 6000 °C). Исследователи отмечают, что вспышки пульсара могут в конечном итоге привести к смерти его компаньона – так как они находятся довольно близко друг к другу. Пульсар в подобной двоичной системе называют «черной вдовой»: подобно самке паука Черная вдова, которая съедает своего партнера после спаривания, нейтронная звезда может постепенно разрушить карликовую звезду.

[Фото: EurekAlert]