Астрономы из Калифорнийского технологического института объяснили происхождение сверхмощного рентгеновского источника в галактике Водоворот. Его источником оказалась нейтронная звезда, потребляющая огромное количество материи и испускающее излучение в рентгеновском диапазоне. Статья об открытии опубликована в журнале Nature Astronomy.

Ультрамощное рентгеновское излучение (ULX) впервые было обнаружено в 1970-х. Яркость излучения от таких объектов в рентгеновском диапазоне сравнима с яркостью миллионов Солнц. Источник же излучения долгое время оставался невыясненным. Сейчас астрономам удалось показать, что один из них — это нейтронная звезда. Ученые проанализировали спектральные данные, полученные космическим телескопом Chandra X-ray Observatory при наблюдении объекта ULX8. Судя по этим данным, объект — нейтронная звезда из галактики Водоворот (М51), удаленной от Земли на 28 миллионов световых лет.

Оказалось, что эта звезда каким-то образом преодолевает так называемый предел Эддингтона. Считается, что нейтронные звезды не способны потреблять энергии достаточно, чтобы испускать столь мощное излучение, поскольку оно само начинает отталкивать окружающую материю. Но, как выяснили авторы работы, магнитное поле вокруг объекта ULX8 настолько сильное, что способно «разорвать» предел Эддингтона. Для детального описания этого «трюка» авторы работы планируют дальнейшие исследования.