Международная команда астрофизиков обнаружила «зачатки» сверхмассивной черной дыры в ранней Вселенной, которая может стать недостающим звеном в эволюции квазаров, одних из самых ярких космических объектов, сообщает Национальная астрономическая обсерватория Японии. Подробно открытие описано в журнале Nature

Объект, названный GNz7q, был обнаружен по архивным данным космического телескопа НАСА/ЕКА «Хаббл» и других космических и наземных лабораторий. Ученые определили, что GNz7q обладает свойствами, присущими как молодым звездообразующим галактикам, так и светящимся квазарам: он выглядит как черная дыра, которая только начинает «подавлять» свою родительскую галактику в процессе превращения в квазар.

Квазары, чрезвычайно яркие объекты, питаемые материей, падающей в сверхмассивную черную дыру, образовались в начале истории Вселенной, всего через 700-800 миллионов лет после Большого взрыва. Считается, что эти «квази-звезды» представляют собой активные ядра галактик со вспышкой звездообразования, где сверхмассивная черная дыра поглощает вещество, образуя пыльный аккреционный диск.

«Хотя светящиеся квазары уже были обнаружены даже в самые ранние эпохи Вселенной, переходная фаза быстрого роста как черной дыры, так и ее звездообразующего хозяина не была обнаружена в аналогичные эпохи, – объясняет профессор Габриэль Браммер из Института Нильса Бора (Дания). – Более того, наблюдаемые свойства прекрасно согласуются с теоретическим моделированием и позволяют предположить, что GNz7q является первым примером переходной фазы быстрого роста черных дыр в пылевом ядре звезды, предком более поздней сверхмассивной черной дыры».

[Иллюстрация: ESA/HUBBLE N. BARTMANN]