Международная группа ученых нанесла на карту более четверти северного небесного полушария с помощью общеевропейского радиотелескопа Low Frequency Array (LOFAR). Карта показывает детальное радиоизображение 4,4 миллионов объектов и очень динамичную картину нашей Вселенной, передает EurekAlert!. Результаты исследования опубликованы в журнале Astronomy and Astrophysics.

Подавляющее большинство этих объектов удалены от нас на миллиарды световых лет и представляют собой либо галактики с массивными черными дырами, либо быстрорастущие новые звезды. Встречаются и более редкие объекты: сталкивающиеся группы далеких галактик и вспыхивающие звезды в Млечном Пути. Карта включает в себя около миллиона объектов, которые никогда раньше не наблюдались ни в один телескоп, и почти четыре миллиона галактик и звезд, которые впервые наблюдали именно в радиодиапазоне.

Чтобы создать карту, современные алгоритмы обработали данные за 3500 часов наблюдений. Общий объем данных занимает восемь петабайт дискового пространства (один петабайт составляет 1015 байт).

На заставке: составное радио-, рентгеновское и оптическое изображение «Галактики Кит» NGC 4631. В этой галактике звездообразование производит горячий газ, который виден в рентгеновских лучах (обозначен синим цветом), а также высокоэнергетические частицы, которые движутся по спирали в магнитном поле галактики, которые видны на радиоизображении (оранжевый цвет). Высокий уровень звездообразования, возможно, вызван взаимодействием NGC 4631 с галактикой-компаньоном.

[Фото: Volker Heesen & Michael Stein]