«Фонтан» молекулярного газа в самой яркой галактике скопления Abell 2597 был замечен с помощью телескопа ALMA и спектрографа MUSE на Очень Большом Телескопе ESO (VLT). Это первый случай, когда отток и приток вещества наблюдается одновременно в одной системе, сообщается на сайте Европейской южной обсерватории.

Скопление галактик Abell 2597 находится на расстоянии примерно один миллиард световых лет от Земли, в созвездии Водолея. Сверхмассивная черная дыра, которая находится в центре самой яркой галактики кластера, притягивает холодный молекулярный газ, который потом выбрасывается в виде релятивистских струй раскаленной плазмы – эти джеты бьют из черной дыры фонтаном. У них нет ни малейшего шанса вырваться из гравитационных «объятий» своей галактики, поэтому плазма охлаждается, высвечивается, замедляется и в конце концов выпадает ливнем обратно на черную дыру, после чего цикл повторяется заново.

«Возможно, это первая звездная система, в которой мы нашли ясные свидетельства как притока холодного молекулярного газа к черной дыре, так и его оттока или выброса в виде джетов, истекающих из окрестности черной дыры, – говорит Грант Тремблей (Grant Tremblay) из Гарвардско-Смитсонианского центра астрофизики, руководитель исследования. – Сверхмассивная черная дыра в центре гигантской галактики действует, как механический насос фонтана».

За движением молекул холодного газа с температурой до минус 250–260°C ученые проследили с помощью телескопа ALMA, а приемник MUSE зафиксировал движение более теплого газа, который выбрасывается из черной дыры. Наблюдения специалистов ESO могут быть очень полезными для понимания жизненного цикла галактик.

[Фото: ESO]