С помощью телескопа ALMA астрономы Европейской южной обсерватории (ESO) зарегистрировали признаки пузыря горячего газа, вращающегося вокруг Стрельца A* –– черной дыры в центре нашей галактики. Открытие помогает лучше понять динамичную среду сверхмассивной черной дыры в Млечном Пути, сообщает ESO. Подробно открытие описано в журнале Astronomy & Astrophysics.

Некоторые наблюдения «пузыря» были сделаны вскоре после всплеска рентгеновской энергии в центре нашей галактики, который был обнаружен космическим телескопом НАСА «Чандра». Считается, что эти виды вспышек связаны с так называемыми «горячими точками» — пузырями горячего газа, которые вращаются очень быстро и близко к черной дыре.

Горячий газовый пузырь, как полагают авторы работы, проносится вокруг Стрельца А* на орбите, по размеру схожей с орбитой Меркурия. Но, в отличие от этой планеты Солнечной системы, «пузырь» совершает полный оборот вокруг черной дыры всего за 70 минут. То есть он движется со скоростью около 30% скорости света.

Данные были получены от радиотелескопа ALMA Европейской южной обсерватории (ESO), который находится в чилийских Андах. Это первый случай, когда астрономы зафиксировали орбитальную горячую точку в радиодиапазоне. До этого ее можно было идентифицировать только в рентгеновском и инфракрасном диапазонах.

Долгое время считалось, что вспышки происходят из-за магнитных взаимодействий в очень горячем газе, вращающемся очень близко к Стрельцу А*, и новые данные подтверждают эту идею.

[Фото: EHT COLLABORATION, ESO/M. KORNMESSER (ACKNOWLEDGMENT: M. WIELGUS)]