Астрофизики увидели гигантские нити в ранней Вселенной

Ученые составили карту нитей газа, которые связывают галактики в единые скопления и «питают» черные дыры. Эти неуловимые структуры исследователи обнаружили, наблюдая за протокластером, расположенном в созвездии Водолея.

Международная команда ученых составила карту нитей газа, которые связывают галактики в единые скопления и «питают» черные дыры. Эти неуловимые структуры исследователи обнаружили, наблюдая за протокластером, расположенном в созвездии Водолея, на расстоянии 12 миллиардов световых лет от Земли, сообщает пресс-служба японского университета Riken. Результаты опубликованы в журнале Science.

Межгалактические нити или филаменты, которые наблюдали астрофизики, простираются примерно на три миллиона световых лет. Они связывают галактики в большом кластере SSA22, который находится в ранней Вселенной, и обеспечивают «топливо» для черной дыры, которая находится в центре этого кластера. Обнаруженная космическая «паутина» подтверждает модель формирования галактик.

Суть этой модели заключается в том, что межгалактическая «сеть» во Вселенной подпитывает образование скоплений галактик в местах пересечения нитей, создавая плотные области материи. В соответствии с этим группа обнаружила, что точки пересечения между огромными нитями, которые они идентифицировали, являются «домами» для активных ядер галактик – сверхмассивных черных дыр – и галактик с очень активным звездообразованием.

Увидеть галактические нити ученые смогли благодаря такому явлению как Лайман-альфа излучение. Этот излучение находится в ультрафиолетовой области спектра и может возникать, когда нейтральный газообразный водород ионизируется, а затем возвращается в обычное состояние. Эффект зафиксировал прибор MUSE на Очень большом телескопе в Чили. Было обнаружено, что свечение слишком интенсивное, чтобы оно исходило от ультрафиолетового фонового излучения Вселенной. Расчеты показали, что оно, вероятно, было вызвано звездообразующими галактиками и черными дырами.

«Очень интересно впервые ясно увидеть множественные и протяженные нити в ранней Вселенной. Наконец-то у нас есть способ напрямую отобразить эти структуры и понять в деталях их роль в регулировании образования сверхмассивных черных дыр и галактик», – отметила один из авторов работы Мишель Фумагалли (Michele Fumagalli) из Даремского университета (Великобритания).

[Фото:  JOSHUA BORROW USING C-EAGLE JOSHUA BORROW USING C-EAGLE JOSHUA BORROW USING C-EAGLE]