Астероид Рюгу имеет удивительно мало пыли на своей поверхности

Поверхность небольшого околоземного астероида на удивление свободна от пыли, показывают наблюдения с немецкого спутника MASCOT lander, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Science.

У астероида, который, как считается, образовался после разрушения более крупного тела около 700 миллионов лет назад, нет атмосферы, чтобы защитить его от межпланетной пыли, проходящей через солнечную систему. Эти миниатюрные ракеты с большой скоростью бьют по открытым космическим скалам, разбивая их поверхность на тонкие слои пыли и грязи, такие как те, что найдены на Луне и астероиде Веста.

Но MASCOT в октябре 2018 года сделал фотографии высокого разрешения, на которых не было видно никаких частиц размером с пыль, вплоть до разрешения около 100 микрометров, что по толщине равно примерно листу бумаги.

«Через несколько десятков миллионов лет у вас должна появиться пыль на поверхности, - говорит планетолог Ральф Яуманн из Немецкого аэрокосмического центра в Берлине. - Если ее там нет, у вас должны быть какие-то физические, геологические процессы, которые очищают эти тела».

По словам Яуманна и его коллег, Рюгу может спрятать свою пыль в более крупных пористых камнях или глубоко внутри. Встряхивание из-за удара метеорита может перетасовать частицы в более крупные поверхностные камни или вниз через небольшие поверхностные трещины к центру астероида.

Вторая возможность - Рюгу может распылять пыль в космос, когда солнечный свет нагревает участки захваченного льда и выделяет летучие газы. По данным космического корабля OSIRIS-REx НАСА, вероятно, что похожий астероид Бенну извергает в космос потоки мелких пород. Но Яуманн считает, что такое объяснение менее вероятно для Рюгу. Наблюдения с японского корабля Hayabusa2, который вращался вокруг Рюгу с июня 2018 года и принес с собой MASCOT, свидетельствуют о том, что на Рюгу меньше минералов, чем в Бенну.

По словам главного исследователя OSIRIS-REx Данте Лауретта из Университета Аризоны в Тусоне, есть и другое возможное объяснение пылевых брызг Бенну. Он думает, что частые изменения температуры на поверхности Бенну, когда разные стороны астероида вращаются в солнечном свете и вне него, могут заставить большие камни астероида ломаться и, подобно разломанному крекеру, выпускать «крошки» в космос.

Если что-то подобное происходит с Рюгу, «то Рюгу также должен выбрасывать частицы, - говорит он. Hayabusa2 может просто находиться в неправильном положении, чтобы увидеть брызги. - Было бы очень здорово, если бы мы увидели это».

Но осколки камней могут создать больше пыли, а не меньше, отмечает он. Ответ на загадку может появиться только после того, как Hayabusa2 вернется на Землю с образцами поверхности и недр Рюгу в конце 2020 года.

hayabusa2 астероид бенну астероид рюгу космос пыль на поверхности астероида