Материалы портала «Научная Россия»

Аспиранты МГУ разработали платформу для тренировки реакции киберспортсменов

Аспиранты МГУ разработали платформу для тренировки реакции киберспортсменов
Сейчас молодые ученые вместе со школьниками разрабатывают новые режимы для платформы и тестируют её. Разработкой МГУ уже заинтересовались российские киберспортивные клубы

Аспиранты биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством профессора Александра Каплана разработали нейроинтерфейсную платформу для тренировки киберспортсменов E-Boi. Сейчас молодые ученые вместе со школьниками разрабатывают новые режимы для платформы и тестируют её. Разработкой МГУ уже заинтересовались российские киберспортивные клубы. 

Принцип работы платформы E-Boi основан на базе интерфейса мозг-компьютер. Перед тренировкой на платформе киберспортсмен проходит тестирование на скорость и точность кликов в специально разработанном по принципу Aim booster приложении. Исследователи фиксируют стартовые показатели испытуемого. С помощью электроэнцефалографических сенсоров платформа регистрирует активацию сенсомоторных участков коры больших полушарий мозга во время тренировки в том же приложении, а платформа в это время калибруется под испытуемого. 

Затем исследователи переносят задачи испытуемого в область двигательного представления. На этом этапе киберспортсмен должен уже представлять, как выполняет задачи, не совершая при этом никаких движений. В это время в мозге происходит улучшение связи между нейронами коры и двигательными нейронами. После окончания «мысленной» тренировки исследователи вновь замеряют показатели киберспортсмена в приложении.

Сейчас разработчики платформы экспериментально выясняют, насколько у испытуемых возрастают скорость и точность кликания, а также уменьшается число ошибок в задачах на выбор одной из кнопок. Вместе со школьниками они также внедряют задачи для тренировки других навыков. А одиннадцатиклассник из Калининграда Степан Богушевич разработал мобильное приложение для персонального отслеживания результата тренировок. В ближайшем будущем команда проекта планирует выпускать собственное оборудование и еще более плотно работать с отечественными командами киберспортсменов.

«Эффективность тренировки с представлением движений зависит от того, насколько интенсивен кинестетический образ движения. Это в свою очередь может проявляться в десинхронизации сенсомоторного ритма ЭЭГ. Наше предложение — оценивать по степени активации сенсомоторных зон коры то, насколько правильно человек представляет движения. Контролировать это можно как раз при помощи нейроинтерфейса, считывающего мозговую активность и оценивающего ее интенсивность, — рассказывает разработчик платформы E-Boi, аспирант биологического факультета МГУ Лев Яковлев. — Применять такой метод могут не только здоровые люди, желающие улучшить некоторые свои навыки. Также перспективной считается тренировка двигательных функций с помощью интерфейса мозг-компьютер для пациентов, перенесших инсульт или нейротравму».

По словам разработчиков, использование платформы на базе интерфейса мозг-компьютер может сильно улучшать показатели киберспортсменов при сочетании с классическими тренировками. Кроме того, подобный способ тренировок снижает нагрузку на сухожильно-мышечный аппарат руки, что важно для профилактики туннельного синдрома, от которого часто страдают киберспортсмены и офисные сотрудники, работающие с компьютерной мышью.

Разработка представлена в рамках всероссийского конкурса проектных работ школьников «Большие вызовы» на базе образовательного центра «Сириус».

Пресс-служба МГУ

Иллюстрация: Аспирант МГУ Николай Сыров, один из разработчиков платформы e-boi, тестирует платформу на себе // Источник: МГУ

киберспорт нейроинтерфейсная платформа

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.