В московском Выставочном зале федеральных архивов (ул. Большая Пироговская, 17) открылась историко-документальная выставка «1939 год. Начало Второй мировой войны». Куратор выставки Валерий Александрович Арцыбашев провел экскурсию по выставке, рассказал почти о каждом экспонате, а также ответил на вопросы, касающиеся нюансов заключения одного из самых неоднозначных договоров в мировой истории.

Валерий Александрович, как и почему вы стали куратором выставки?

В сентябре прошлого года в Выставочном зале федеральных архивов в Москве состоялось открытие историко-документальной выставки «Мюнхен-38. На пороге катастрофы». Одновременно в интернете был размещен виртуальный проект «Накануне и после Мюнхена. Архивные документы рассказывают». Руководство Федерального архивного агентства (Росархива) и Российского государственного военного архива (РГВА) поручило мне подготовку этой выставки и этого интернет-проекта, поскольку сфера моих научных интересов близка данной теме. Историко-документальная выставка «1939 год. Начало Второй мировой войны» и интернет-проект «1939 год. От “умиротворения” к войне», начавшие свою работу 20 августа 2019 года, - логическое продолжение прошлогодних проектов. Поэтому я продолжил работу в качестве куратора нынешней выставки и автора-составителя очередного интернет-проекта.

Почему были установлены такие сроки? Выставку планировалось приурочить к каким-то знаменательным событиям?

Прошлогодняя выставка рассказывала о событиях, происходивших с ноября 1937 года по март 1939 года. В этом году наша выставка посвящена событиям кануна и начала Второй мировой войны (хронологические рамки выставки – с 15 марта по 23 сентября 1939 года), ведь именно в марте 1939 года германские войска начали оккупацию чешских земель. Из них был создан протекторат Богемии и Моравии. Стало понятно, что Германия нарушила все мюнхенские договоренности и вышла за пределы своих этнических границ. После этого разразился предвоенный политический кризис 1939 года, который завершился нападением Германии на Польшу. Как Вы можете понять из названия нынешней выставки, она приурочена к 80-летию начала Второй мировой войны.

Какой основной экспонат на открывшейся выставке?

Безусловно, это оригиналы Советско-германского договора о ненападении (более известного как «Пакт Молотова–Риббентропа») и секретного дополнительного протокола о разграничении сфер интересов СССР и Германии. Мы впервые показываем их широкой общественности. В то же время содержание этих документов известно уже давно. Текст Договора о ненападении был опубликован в печати на следующий день – 24 августа 1939 года, а текст секретного протокола стал известен где-то 30 лет назад, после его публикации в научных журналах.

Через несколько дней после подписания договора началась война. Многие ученые связывают эти факты. Как вы считаете, Вторая мировая война началась вследствие подписания «пакта Молотова-Риббентропа»?

Я не придерживаюсь того мнения, что подписание Советско-германского договора о ненападении стало «спусковым крючком» Второй мировой войны. На нашей выставке помимо этого документа, экспонируется много других интересных материалов, в том числе о подготовке Германии к нападению на Польшу. Согласно им, решение напасть на Польшу не позднее 1 сентября 1939 года было принято Гитлером еще в апреле 1939 года. Летом он заявил, что нападение состоится независимо от исхода англо-франко-советских переговоров. В конце августа 1939 года англо-франко-советские военные переговоры в Москве окончательно зашли в тупик. Одновременно с этим Германия выступила с инициативой о нормализации политических отношений с СССР и подписании договора о ненападении. В условиях англо-французского саботажа тройственных переговоров Москва сочла возможным согласиться на предложения Берлина. Договор о ненападении позволял Советскому Союзу сохранить нейтралитет. Согласно одной из его статей, СССР не обязан был воевать ни на стороне Германии, ни на стороне западных держав. Если брать во внимание секретный дополнительный протокол, становится понятно, что СССР смог поставить четкий предел продвижению вермахта на Восток. Это самое главное, потому что западные державы были заинтересованы в том, чтобы отвести германскую военную машину от себя и направить ее в противоположную сторону, в сторону Советского Союза. Хорошо известно, что в то время в Лондоне и Париже у власти находились политические деятели, которые были настроены резко антисоветски. Так, премьер-министр Великобритании Н. Чемберлен в 1939 году на одном из заседаний правительства заявил, что он скорее уйдет в отставку, чем подпишет какой-либо договор с Советским Союзом. Этим во многом объясняется провал переговоров летом 1939 года с целью создания широкой антигитлеровской коалиции с участием СССР. К сожалению, она так и не была создана.

В современном мире есть и такая тенденция - обесцениваеть вклад  Советского Союза во Вторую мировую войну. Есть необходимость проводить такие выставки не только в России, но и на международном уровне. Как вы считаете?

Вы совершенно правы. Поэтому одновременно с началом работы историко-документальной выставки «1939 год. Начало Второй мировой войны» в интернете, на портале «Архивы России», была размещена ее виртуальная расширенная версия. Если в Выставочном зале федеральных архивов экспонируется более 200 документов и фотографий, то в интернет-проекте всем желающим, в том числе живущим вне России, представлено уже около 600 документов и фотографий. Все эти исторические источники доступны для чтения в полном объеме и позволяют понять, насколько сложным периодом в мировой истории были весна–лето 1939 года. Велись многосторонние, двусторонние переговоры, скрытые и явные. На нашей выставке, например, представлены документы посла Германии в Великобритании Герберта фон Дирксена. Из них можно узнать о том, что в июле 1939 года между немцами и англичанами велись конфиденциальные переговоры. Англичане предлагали немцам заключить пакт о ненападении и разграничить сферы политических интересов в Европе и в мире. Нужно подчеркнуть, что так называемый «Пакт Молотова–Риббентропа» не был единственным подобным документом, а являлся лишь одним из многих. Заключение различных пактов о ненападении и секретных протоколов к ним было обычной дипломатической практикой тех лет. Польша, например, заключила с Германией договор о ненападении в январе 1934 года (его можно назвать «Пакт Гитлера–Пилсудского»). В июне 1939 года подобные договоры с Германией заключили Латвия и Эстония. Это был очень сложный период. История не знает сослагательного наклонения, но, возможно, если бы удалось создать антигитлеровскую коалицию с участием СССР, войны удалось бы избежать, либо она началась гораздо позднее.

Что можно сказать про фигуру И.В. Сталина, основываясь на документах? Ведь существуют мнения, что его действия приравнивались и даже считались хуже действий Гитлера на мировой арене.

Работая над выставкой, мы не ставили перед собой задачу исследовать сложную, многогранную фигуру Сталина. Представленные в экспозиции документы показывают, что Кремль очень серьезно относился ко всем переговорам с западными державами, до последнего пытаясь договориться с ними и тем самым поставить заслон на пути фашистских агрессоров. На вялотекущие переговоры с Великобританией и Францией тратилось очень много времени и сил. Об этом нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов прямо заявлял послу США в Москве Лоуренсу Штейнгардту. К сожалению, западные державы не проявили заинтересованности в равноправном военно-политическом союзе с СССР в 1939 году.

Известный советский военный разведчик Р. Зорге сделал много для того, чтобы «оттянуть» начало войны, понимая, насколько это станет разрушительным для СССР. Можете прокомментировать?

Да, у нас на выставке есть шифртелеграммы от Зорге в Наркомат обороны СССР, они находятся во втором и третьем залах. Обозначены они как «шифртелеграммы с Островов» (то есть из Японии). Зорге уже 24 августа сообщил, что японцы очень обиделись на немцев из-за того, что те заключили договор с СССР. Это было воспринято как недружественный акт со стороны Германии, японцы даже подумывали выйти из Антикоминтерновского пакта. В Токио разразился внутриполитический кризис, который привел к отставке правительства. Еще у нас есть шифртелеграмма от Зорге от 5 сентября 1939 года, где он сообщает, что японцы не хотят участвовать в начавшейся войне в Европе. Кстати, так же как и фашистская Италия. Несмотря на то, что 22 мая 1939 года она заключила с Германией так называемый «Стальной пакт» о дружбе и союзе, тем не менее, она заняла позицию «невоюющего союзника» Третьего рейха. В 1939 году Италия была не готова и не желала воевать вместе с Германией в Восточной Европе.

Выставка «1939 год. Начало Второй мировой войны» будет открыта для посетителей с 21 августа 2019 года по 10 ноября 2019 года в Выставочном зале федеральных архивов (г. Москва).