Археоптериксы все же умели летать

Несмотря на довольно примитивное строение крыла, эти древние птицы все же умели совершать короткие перелеты — примерно на том же уровне, что современные домашние куры, выяснили ученые.

Группа исследователей под руководством палеонтолога Денниса Ветена (Dennis Voeten) показала, что археоптериксы были способны к маховому полету, несмотря на примитивное строение их крыльев. Они были способны совершать короткие перелеты — примерно на том же уровне, что современные домашние куры. Статья ученых опубликована в журнале Nature Communications.

Ученые смогли получить новые результаты, применив метод под названием компьютерная рентгеновская микротомография с использованием ускорителя частиц ESRF, построенного во французском Гренобле силами ЕС, России и ряда других стран. Авторы исследования изучили детали строения скелета крыльев у трех образцов археоптериксов, оценив прочность тканей и способность плечевой и локтевой костей выдерживать скручивающие нагрузки, характерные для мощных маховых движений.

Анализ показал, что по строению соответствующих костей археоптериксы были гораздо ближе к современным летающим птицам, чем к динозаврам или страусам. Кроме того, скорость метаболизма и роста костей археоптериксов, восстановленные по пропускной способности кровеносных сосудов, также оказались сходны с соответствующими параметрами современных летающих птиц.

По выявленным характеристикам полета археоптериксы оказались ближе к таким современным птицам, как куры, фазаны и куропатки: они способны к кратким, но интенсивным перелетам, с чередованием серий энергичных взмахов крыльями с периодами парения.

[Иллюстрация: Jana Růžičková]