Сотрудники Института археологии и этнографии СО РАН изучили иглы верхнего палеолита, найденные на территории Сибири, от Алтая и Енисея до Забайкалья и Якутии, и выяснили, что швейные технологии могут рассказать о контактах и миграциях древних людей. Результаты работы опубликованы в Stratum Plus

Шилья из кости со стоянок начального верхнего палеолита Забайкалья

Шилья из кости со стоянок начального верхнего палеолита Забайкалья

 

«Люди палеолита постоянно находились в движении. Они перемещались за стадами животных, на которых охотились: бизонов, оленей, лошадей, обитающих на территории Сибири в эпоху позднего плейстоцена. Непрерывно адаптировались к новым условиям, совершенствовали способы охоты, технологии обработки камня и кости, выделки шкур, — рассказывает младший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Александр Юрьевич Федорченко. — Человек освоил Сибирь во многом потому, что научился шить. И не просто шить, а делать это качественно. Создавать одежду, обувь, головные уборы, специальные покрытия для жилищ». Швейные технологии помогали занимать новые территории и элементарно выживать, так как в некоторые эпохи (например, 20 тысяч лет назад) климат в Сибири был гораздо более суровым, чем сейчас.

Навык делать дырки в шкурах и накрывать себя накидками был известен человеку с самых давних времен. Уже доказано, что западноевразийские неандертальцы умели обрабатывать шкуры и определенным образом их скреплять. Древнейшие из обнаруженных на Алтае шильев датируются эпохой среднего палеолита. В материалах Денисовой и Чагырской пещер найдены остроконечные орудия с округленным кончиком, которым, вероятнее всего, прокалывали шкуру. Возможно, неандертальцы создавали шнурки из сплетенных вместе растительных волокон (фрагмент такого шнурка был найден во Франции и также датирован эпохой среднего палеолита) или использовали для закрепления одежды полоски шкур животных. Но для перемещений на большие расстояния нужны были технологии совсем другого масштаба.

«Появление иголок с миниатюрными ушками, оснащенными нитью диаметром один-два миллиметра, позволило создавать качественную одежду с очень мелким швом, легкую, тонкую, теплую и долговечную», — отмечает младший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Наталья Евгеньевна Белоусова.

Технология создания игл помогала в том числе делать одежду для детей, которые в палеолите были одной из самых уязвимых категорий. В некачественной и не подогнанной по размеру одежде ребенок мог замерзнуть и умереть. Особенно холодные зимы могли выкосить практически всё детское население популяции.

В своей обзорной статье ученые Института археологии и этнографии СО РАН решили рассмотреть, когда и где в Сибири появились костяные иглы, как развивались технологии шитья, как быстро и в каких направлениях они распространялись.

Исследователи выделили несколько категорий швейных изделий. К первой относятся шилья. Это крупные заостренные предметы, главное предназначение которых — сделать отверстие в шкуре, которое потом можно было бы сшить. Считается, что раньше сначала делали в шкуре дырку, а уже потом вдевали туда иглу с ниткой. Ученые отмечают, что этот процесс можно сравнить с современными технологиями изготовления обуви.

Костяные шилья и проколки из Денисовой пещеры

Костяные шилья и проколки из Денисовой пещеры

 

Проколки представляли собой более миниатюрные изделия для создания мелких дырок. Если шилья изготавливали строганием, то проколки, как правило, шлифовали. Эти орудия также использовались для прокалывания. Возможно, для удобства они вставлялись в специальные рукояти.

Игловидные изделия — это иглы без ушка. Они применялись, когда люди еще не знали технологии классических игл, но уже догадывались, что, создавая маленькие проколы и швы, можно делать одежду более качественной. Также их могли использовать как заколки для одежды или булавок — например, чтобы закрепить накидку. Не исключено, что они применялись и для создания татуировок.

Четвертый тип изделий — собственно иглы. Они почти не изменились с периода палеолита. По своим размерам и форме сегодня они практически такие же, как 40—20 тысяч лет назад.

Еще одна категория швейных изделий — игольники. Эти кейсы для хранения игл создавались из трубчатых костей животных и птиц. Иногда иглу помещали в такой игольник непосредственно, а порой сначала вдевали в кусок замши и уже затем эту конструкцию продевали в трубочку.

Иглы и другие швейные изделия изготавливали преимущественно из кости, реже — из бивня мамонта. Для их производства использовались кости конечностей крупных животных: бизона, лошади, волка, оленя. Например, трубчатые кости голени, у которых очень толстая стенка. Для создания шильев брали, как правило, локтевые кости животных.

«С появлением костяной иглы люди верхнего палеолита получили в свои руки эффективный инструмент, позволивший им продвигаться далеко на север и восток Евразии, — отмечает Александр Федорченко. — Так, в Сибири достаточно ранние иглы обнаружены на верхнепалеолитических стоянках Забайкалья и Якутии, древние находки этого типа известны и в Китае».

К древнейшим иглам Сибири относятся иглы с Алтая, в частности те, которые найдены в Денисовой пещере. Поскольку прямое датирование влечет за собой разрушение органических артефактов, информация о возрасте игл была получена косвенно, на основе датирования вмещающих отложений и сравнения с другими сибирскими памятниками. Таким образом, ученые установили, что иглы с ушками появились на Алтае на несколько тысячелетий позднее, чем первые верхнепалеолитические сообщества, около 40—38 тысяч лет назад.

 Верхнепалеолитические иглы Алтая

 Верхнепалеолитические иглы Алтая

 

«Интерпретация материалов Денисовой пещеры ставит два основных вопроса: о хронологии швейных инструментов и их принадлежности к той или иной культуре», — рассказывает Наталья Белоусова. Анализ материалов и каменных индустрий Денисовой пещеры показал, что в ней находятся предметы, относящиеся к кара-бомовской и усть-каракольской культурным традициям. В разное время в Денисовой пещере жили представители разных культур. Вопрос, кому из них принадлежали иглы, пока требует прояснения. 

«Здесь помогает то, что на Алтае культуры сменялись поэтапно. По тому, как иглы залегают в слое, мы можем говорить, что они, скорее всего, появлялись в раннем верхнем палеолите и могут быть связаны с усть-каракольской традицией. А древнейшие шилья присутствовали и ранее, в материалах начального верхнего палеолита (кара-бомовской культуре). Это четко показывают материалы не только Денисовой пещеры, но и стоянок Забайкалья», — отмечает исследовательница.

Одна из причин перехода к более совершенным технологиям — изменение характера обрабатываемого материала. Если на самых ранних этапах палеолита одежда создавалась из шкур крупных животных с достаточно толстой кожей, то в более поздние периоды, начиная с 30 тысяч лет назад, люди начинают активно охотиться на более мелких зверей: зайцев, песцов, лис. Их шкурка тоньше и теплее, она позволяет создавать качественную одежду и использовать для этого миниатюрные иглы.

«Появившись на ранней стадии верхнего палеолита, иглы быстро и резко распространяются по Сибири, став одним из маркирующих признаков невиданной ранее экспансии человека, — говорит Александр Федорченко. — Сейчас мы не можем точно сказать, где же именно располагался этот очаг, из которого в Евразии распространялись швейные технологии. Если сопоставить древнейшие иглы Сибири, Кавказа, Восточной и Западной Европы, разница между ними будет не настолько критичная, чтобы предположить, что именно из Сибири швейные технологии пошли на Запад или наоборот. Создается впечатление, что они возникают в разных местах примерно в одно и то же время. Однако мне все-таки кажется, что распространение качественно новых швейных технологий происходило из одного очага. Ведь они появляются везде практически в одинаковом виде — с шильями для создания отверстий, иглами для сшивания, игольниками для хранения швейных инструментов. Предположить, что люди в различных частях континента пришли к этой идее независимо, очень сложно».

Исследователи из ИАЭТ СО РАН выделили несколько векторов распространения швейных технологий. Прослеживается направление от Алтая на северо-восток, в сторону Енисея и смежных с ним областей (Чулымо-Енисейского междуречья). Если же двигаться по горному поясу от Алтая на восток, то можно дойти до Забайкалья. Иглы восточных памятников моложе алтайских, самые древние находки этого рода в Забайкалье датируются возрастом около 30 тысяч лет. Примерно в это же время иглы распространились и в Якутии. Сам по себе факт наличия богатейшей коллекции палеолитического искусства и украшений, швейных инструментов на Янской стоянке далеко на Севере, на 71 градус северной широты, говорит нам о том, что люди там жили долго и достаточно комфортно, не испытывая проблем с холодом или питанием.

Возникают и удивительные параллели. Так, на Янской стоянке была найдена игла из бивня мамонта с точно такими же декоративными ямочками, как и у иглы из Денисовой пещеры. Они практически одинаковые, имеют схожий возраст, но расстояние между ними — свыше трех тысяч километров по прямой.

«Набирается большое количество сходств, которые заставляют задуматься, насколько далеко люди перемещались по Сибири и какие у них могли быть контакты? Это не однонаправленный вектор, а множество пересечений, возможно, единое культурное пространство в рамках всей Сибири, — отмечает Александр Федорченко. — В отличие от характеристик сырья для изготовления каменных орудий, свойства кости как материала ничем не отличались в разных регионах. Традиции производства костяных артефактов могли довольно долго консервироваться в культуре верхнепалеолитических сообществ, поэтому швейные технологии практически одинаковые на огромных территориях».

Ученые ИАЭТ СО РАН планируют продолжить исследование швейных индустрий палеолита. Одно из направлений работ — эксперименты по воссозданию древних технологий шитья. «Мы сделаем копии древних игл, используя для их изготовления те же инструменты и методы — шлифовку камнем, вырезание и выстругивание каменными орудиями. Попробуем сшивать ими шкуры. Посмотрим, как эти иглы ломались при пошиве, как заполировывались о кожу. Для корректной реконструкции верхнепалеолитических технологий пошива одежды мы планируем учитывать и этнографический опыт», — говорит Александр Федорченко.

Исследование выполнено в рамках проекта РНФ № 20-78-10125.

 

Диана Хомякова

Фото предоставлены исследователями

Информация и фото предоставлены Управлением по пропаганде и популяризации научных достижений СО РАН