Эндрю Уайлс, сын оксфордского профессора богословия, заинтересовался Великой теоремой Ферма еще в возрасте 10 лет, прочитав о ней в книге, которую взял в библиотеке. Как он сам позже вспоминал, его увлекла теорема, формулировка которой настолько проста, что понятна и подростку, но которую при этом никто не может доказать. Эндрю решил исправить это досадное упущение.
Впрочем, сделать это сразу же, конечно, не удалось. Сначала Уайлс получил степень бакалавра математики в Оксфорде, затем — докторскую в Кембридже. Дальше последовала профессура в Принстоне, и именно в этот период Эндрю вернулся к теореме Ферма. Произошло это после того, как другой математик, Кен Риберт, доказал, что решение этой старинной загадки тесно связано с теоремой Таниямы-Симуры-Вейля (она же теорема о модулярности), в ее частном случае для полустабильных эллиптических кривых. (Справедливости ради стоит отметить, что мысль о такой связи еще раньше впервые высказал Герхард Фрай).
Другой предпосылкой к доказательству Великой теоремы Ферма стали работы канадского математика Роберта Ленглендса. Его теория функториальности как раз помогла Уайлсу доказать в общем случае теорему модулярности для всех полустабильных эллиптических кривых над полем рациональных чисел. Что фактически и означало доказательство Великой теоремы Ферма. Решающее озарение пришло к Эндрю 19 сентября 1994 года, когда он уже был готов отступиться.
За доказательство теоремы Ферма Уайлс получил престижнейшую Абелевскую премию, а также целый букет других математических наград. Кроме того, он был возведен королевой Великобритании в звание командора Ордена Британской Империи, с добавлением к его имени «сэр».