Английский язык эволюционировал подобно биологическому виду

В его развитии важную роль сыграл вызванный случайными причинами «дрейф генов», в котором роль генов сыграли отдельные словоформы.

Команда биологов и лингвистов из Пенсильванского университета (США), под руководством эволюционного биолога Джошуа Плоткина (Joshua Plotkin) нашла признаки того, что английский язык развивался отчасти по тем же законам, что и биологические виды. Статью об этом, опубликованную в журнале Nature, пересказывает сайт журнала Science.

До сих пор лингвисты полагали, что развитие любого языка определяют объективные факторы: стремление к упрощению форм и удобству носителей языка, происходящие в обществе социальные и экономические изменения, сильные внешние влияния. Проводя параллели с биологической эволюцией, это можно уподобить естественному отбору.  Случайностям в этой модели сколько-нибудь значительная роль не отводилась.

Плоткин и его коллеги решили проверить, насколько верен такой подход. Для этого они проанализировали статистическими методами три хорошо известных метаморфозы, которые претерпел английский язык:

·         Обретение в американском английском глаголами в простом прошедшем времени окончания «-ed» (например, «spilled» вместо «spilt»).

·         Превращения глагола to do во вспомогательный в раннем современном английском языке.

·         Эволюция отрицания при переходе от староанглийского к раннему современному языку (например, «Ic ne secge» преваратилось в «I say not»).

Анализ проводился на материале трех баз данных, которые содержит, в общей сложности, 400 тыс. английских слов, употреблявшихся с 1100 года н.э. до начала XXI века.

В результате выяснилось, что только эволюцию отрицания можно объяснить объективными причинами. В то время, как двигателями первых двух крупных метаморфоз были, скорее всего, случайные факторы — которые можно уподобить «дрейфу генов» в биологии.

Генетик Эрец Либерман Айден (Erez Lieberman Aiden) из Бейлоровского колледжа медицины в Техасе (США) назвал работу Плоткина и его коллег «чрезвычайно интересной». «Любая сложная модель эволюционных изменений должна учитывать баланс между естественным отбором и дрейфом генов», — прокомментировал он.

Напомним, в прошлом году генетики из Стэнфордского университета (США), разобрались, как эволюционировали британцы за последние 2000 лет, с анатомической точки зрения. Современные исследования такого рода уже учитывают фактор урбанизации.

английский язык дрейф генов естественный отбор эволюция