Генетические корни британцев и разнообразие кельтов

Масштабное исследование ДНК британцев показало, что гены жителей Британии не так разнообразны, как можно было бы предположить.

Длившееся 20 лет исследование ДНК позволило выделить различные группы в населении Британии. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Еще в 90-е годы британские генетики начали изучать ДНК жителей Соединенного Королевства, и в результате смогли выделить среди коренных жителей несколько четко различающихся групп. Однако количество этих групп оказалось не таким большим, как можно было бы предположить, учитывая разнообразие завоевателей, приходивших в разные времена на Британские острова.

ДНК, отличающиеся от большинства британцев, как и предполагалось, оказались у кельтских народов — валлийцев, ирландцев, шотландцев, жителей Корнуолла. При этом выяснилось, что все кельтские группы не однородны, так как их гены в свою очередь различаются между собой. Это проливает новый свет на расселение кельтов, так как раньше считалось, что это была компактная группа, постепенно распространившаяся в разных местах. Совершенно особые ДНК у жителей Уэльса, которые, очевидно, происходят от предков, не повлиявших на другие кельтские народы.

У других обитателей Великобритании генетическое разнообразие оказалось не слишком большим. Очевидно, бриты и англосаксы в далеком прошлом не оставались отдельными группами, а так тесно перемешались, что разницу между их потомками сегодня практически невозможно определить. Исследователи считают, что в центральной и юго-западной Англии генетическое наследие англосаксов колеблется между 10% и 40%. В то же время выяснилось, что гены большинства англичан несут большое сходство с жителями Германии, Франции и, в меньшей степени, Норвегии и Бельгии. При этом это сходство сформировалось до вторжения викингов в эпоху Раннего Средневековья или Вильгельма Завоевателя в XI веке. Очевидно, речь идет о каких-то неизвестных историкам массовых миграциях в более ранние времена.

В исследовании принимали участие несколько тысяч белых британцев, живущих в сельской местности, чьи бабушки и дедушки все родились на расстоянии не более 80 км друг от друга. Это дало возможность одному из руководителей проекта заметить, что «раньше все дисциплины рассказывали нам о жизни элит, история пишется победителями, археологи судят о прошлом по захоронениям богачей». Теперь же, по его словам, воспроизведенных газетой The Guardian, генетика позволяет выяснить подробности развития обычных людей прошлого.

англосаксы днк кельты