Специалисты Национальной академии науки, техники и медицины (США) во главе с Кэтрин Сноу (Catherine Snow), деканом Высшей школы образования Гарвардского университета, провели опрос, в ходе которого проверили степень осведомленности граждан о проблемах и достижениях в сфере науки и технологий. Результаты работы противоречат сложившемуся стереотипу, согласно которому среднестатистические американцы мало интересуются наукой и плохо изучают ее в школе. В докладе, подготовленном для Конгресса при поддержке Национального института здоровья (NIH), отмечается важность информированности населения в этой сфере, так как по многим проблемам, начиная от ВИЧ и заканчивая экологической стабильностью, требуются коллективно согласованные решения. О результатах исследования рассказывает Science.

Хорошей новостью для исследователей стало то, что взрослые американцы разбираются в научных достижениях практически так же, как граждане других развитых государств. В то же время «проведенные исследования не подтверждают утверждение, что повышение научной грамотности ведет к значительно большей поддержке науки в целом».

«Нам нужно иметь представление о научной грамотности, которая гораздо шире на индивидуальном уровне и гораздо глубже на уровне общества, чем могут отражать традиционные методы. Опрос общественного мнения — весьма ограниченный метод, и вы должны быть очень осторожными в том, какое количество данных вы можете экстраполировать из ответов», — сказала Кэтрин Сноу.

Вполне ожидаемо исследование содержит призыв к более широкому определению научной грамотности и подчеркивает его роль для новых исследований. Однако в докладе Сноу также упрекает законодателей и чиновников NIH за их поверхностное понимание предмета. Необоснованные предположения, как она отмечает, создают серьезные проблемы для проекта. Как объяснила Кэтрин Сноу, «для того, чтобы полностью понять, улучшается ли ситуация с пониманием науки в Соединенных Штатах, сначала необходимо укрепить базы фактических данных, которые позволят рассмотреть научную грамотность населения во всей ее сложности».

«Социальные группы способны делать необыкновенные вещи, вступая в сотрудничество с учеными. Конечно, не все подряд имеют тот же уровень научных знаний и связей, но когда они объединяют этот опыт, слагаемое гораздо больше, чем сумма частей», — рассказал социолог Ноа Файнштейн (Noah Feinstein), один из участников исследования. По его мнению, ярким тому подтверждением может служить деятельность активистов из числа ВИЧ-инфицированных 1980–1990-х годов в совершенствовании клинических испытаний средств борьбы со СПИД. Однако исследователи грамотности, по словам авторов проекта, лишь недавно начали фокусироваться на силе подобных коллективных действий.

Основной посыл нового доклада заключается в том, что научная деятельность — это не только добывание новых знаний, но и их распространение. В этом смысле общественные группы также могут внести свой вклад в поиск истины, подчеркивает Кэтрин Сноу.

Ранее портал Научная Россия писал о другом опросе — согласно ему непорочное зачатие понятнее американцам, чем теории эволюции.