Как правило, птицы одного вида живут в одной стае, но в лесах Амазонии есть своеобразные птичьи «коммуны», в которые собираются десятки видов птиц разных размеров и окрасок. Новое исследование, проведенное биологами из Университета штата Калифорния в Сан-Франциско (США), указывает на одну из причин, почему существуют эти разнообразные стаи: птиц объединяют серые кустарниковые эсперито, которые выполняют роль «наблюдателей» и сообщают своим соседям о приближении опасных хищников. Результаты опубликованы в журнале Ecology.

Исследователям давно известны смешанные стаи птиц, и долгое время эти птичьи «коммуны» были загадкой для биологов. Прежде всего потому, что они очень стабильны. Если вернуться к тому же месту обитания стаи через 20 лет, то можно заметить, что ничего не изменится: одни и те же группы будут использовать те же участки леса, отмечают ученые из Университета штата Калифорния. Чтобы уживаться вместе, у разных видов птиц должно быть что-то общее.

Связующим звеном являются маленькие воробьинообразные птицы – серые кустарниковые эсперито (Thamnomanes ardesiacus). Своими призывами они предупреждают соседей об опасности, заметив приближение ястреба или сокола. Ведущий автор исследования Ари Мартинес (Ari Martinez) подчеркнул, что, выполняя роль часовых, эти пернатые позволяют другим видам селиться на опасных для них участках леса. Смешанные стаи занимают средний уровень тропического леса – между уровнем крон и лесной подстилкой. На этом ярусе хищникам одновременно очень легко скрываться и свободно летать, поэтому стаи отдельных видов птиц преимущественно стараются держаться в стороне от опасной зоны.

Чтобы проверить эту идею, команда исследователей отловила серых кустарниковых эсперито из восьми смешанных видов стай в юго-восточной части Перу и держала каждую птицу в вольере несколько дней. В течение уже первых часов птицы стали реагировать на изменения: три стаи начали отступать в районы более плотного лесного покрова на том же вертикальном уровне в лесу, а другие присоединились к новым стаям, расположенным высоко, на уровне, который дает больше прикрытия от хищников. Причем стаи могли разбиться на более мелкие, «моновидовые» группы. А птицы в контрольных стайках, из которых ученые забрали эсперито, но сразу же освободили, оставались на своих местах.

Результаты подтвердили идею о том, что вид птиц-«смотрителей» может позволить своим соседям жить в опасных районах и таким образом способствует сохранению видового разнообразия в лесу.

[Фото: EurekAlert]