0 комментариев 1068

Алмаз выдерживает давление, в пять раз превышающее давление в ядре Земли

Полученные данные могут помочь исследователям понять внутреннее устройство богатых углеродом планет, - пишет sciencenews.org пишет Nature.

Удивительно, но структура материала сохраняется даже при сжатии до 2 триллионов паскалей, что более чем в пять раз превышает давление в ядре Земли.

Исследование предполагает, что алмаз является метастабильным при высоких давлениях: он сохраняет свою структуру, несмотря на то, что в таких условиях ожидается доминирование других, более стабильных структур. Изучение причуд алмаза при экстремальном давлении может помочь выявить внутреннюю работу богатых углеродом экзопланет.

Алмаз - это одна из нескольких разновидностей углерода, каждая из которых состоит из разного расположения атомов. При повседневном давлении на поверхность Земли наиболее стабильным состоянием углерода является графит. Но при сильном нажатии алмаз побеждает. Вот почему алмазы образуются после того, как углерод попадает внутрь Земли.

Но при более высоком давлении, чем на Земле, ученые предсказывали, что новые кристаллические структуры будут более стабильными. Итак, физик Эми Лазики и его коллеги воздействовали на алмаз мощными лазерами в Национальном центре зажигания Ливерморской национальной лаборатории Лоуренса в Калифорнии. Рентгеновские измерения структуры материала показали, что алмаз сохраняется, что свидетельствует о его метастабильности при экстремальном давлении.

Уже было известно, что алмаз может быть метастабильным при низких давлениях: бриллиантовое кольцо вашей бабушки не превратилось в графит. После образования структура алмаза может сохраняться даже при падении давления благодаря сильным химическим связям, которые удерживают атомы углерода в алмазе. Теперь, говорит Лазицки из Лоуренса Ливермора, «похоже, то же самое верно и при гораздо более высоком давлении».

[Фото: sciencenews.org]