ALMA увидела слияние двух галактик в ранней Вселенной

С помощью радиотелескопа ALMA ученые из Университета Васэда (Япония) наблюдали сигналы кислорода, углерода и пыли от галактики, которая удалена от нас на 13 миллиардов световых лет, и состоит из двух галактик, сливающихся вместе.

С помощью радиотелескопа ALMA ученые из Университета Васэда (Япония) наблюдали сигналы кислорода, углерода и пыли от галактики, которая удалена от нас на 13 миллиардов световых лет и состоит из двух галактик, сливающихся вместе. Это самая ранняя галактика, где была обнаружена эта комбинация из трех сигналов, и самый ранний пример слияния двух галактик, сообщается на сайте университета.

B14-65666 – объект, расположенный в 13 миллиардах световых лет от Земли в созвездии Секстанов. Сигналы, которые мы получаем сегодня от B14-65666, должны были пройти 13 миллиардов лет, чтобы добраться до нас. Другими словами, они показывают нам, как галактика выглядела 13 миллиардов лет назад, менее чем через миллиард лет после Большого взрыва.

Анализ данных, полученных радиотелескопом ALMA (Большой миллиметровый / субмиллиметровый массив Atacama), показал, что излучения от кислорода, углерода и пыли делятся на две части. По предыдущим наблюдениям космического телескопа «Хаббл» ученые обнаружили два звездных скопления в B14-65666. Теперь с помощью трех сигналов излучения, обнаруженных ALMA, команда смогла показать, что эти два объекта фактически образуют единую систему, но двигаются с разной скоростью – то есть они представляют собой две галактики в процессе слияния. Это самый ранний известный пример объединения галактик.

Исследовательская группа подсчитала, что общая звездная масса B14-65666 составляет менее 10% массы Млечного Пути. Это означает, что B14-65666 находится на самых ранних этапах своей эволюции. Несмотря на свою молодость, B14-65666 производит звезды в 100 раз активнее, чем Млечный Путь. Такое активное звездообразование является еще одной важной характеристикой слияния галактик, поскольку сжатие газа в сталкивающихся галактиках естественным образом приводит к взрывному звездообразованию.

«Наш следующий шаг – поиск азота, другого важного химического элемента, и даже молекулы угарного газа, – сказал Акио Иноуэ (Akio Inoue), профессор Университета Васэда. – В конечном счете, мы надеемся на уровне наблюдений понять циркуляцию и накопление элементов и материалов в контексте формирования и эволюции галактики».

[Иллюстрация: National Astronomical Observatory of Japan]