Во вторник 29 мая президент Российской академии наук академик Александр Сергеев встретился со студентами, которые в 2015-2017 гг. набрали 100 баллов на Едином государственном экзамене по естественно-научным предметам — химии, физике, математике и биологии. Глава РАН обсудил с ребятами "траекторию" их творческого развития, перспективы работы в науке и бизнесе и дал несколько советов, на какие области науки стоит обратить внимание сегодня, чтобы стать востребованным специалистом в будущем.
Главной целью президента РАН на встрече с преуспевшими на Едином государственном экзамене студентами было узнать их мнение, что сегодня необходимо сделать Российской академии наук и правительству, чтобы все больше молодых людей стремились начать научную карьеру, стать учеными и исследователями. Он сразу отметил, что не уговаривает их идти в науку, но хотел бы знать, почему они выбрали именно такую "траекторию" своего творческого пути, что привлекло их в науке и что, наоборот, отталкивает от работы в ней.
Студенты, рассказывая о том, каким они представляют свое будущее, обратили внимание Сергеева и на проблемы, которые сегодня есть в региональных школах. Например, студент второго курса НИЯУ "МИФИ" из Ивановской области рассказал, что его регион может похвастаться наличием в школах передового оборудования для проведения химических и физических опытов. Однако, одного оборудования оказалось мало — нет учителей и специалистов, которые смогли бы объяснить, как пользоваться этими приборами, какие опыты на них можно проводить. Поэтому оборудование в школах "простаивает", новых экспериментов и опытов на нем не проводят. При этом в других регионах таких приборов нет, но есть люди, которые умеют с ним работать.
Президент РАН согласился со студентами, что в такой ситуации больше всего страдают те молодые ребята, которые действительно стремятся к знаниям, хотят связать свою жизнь с наукой и заглянуть за границы изучаемого в школе минимума. Как бы сильно молодой человек ни стремился узнать больше, он не может этого сделать без достойного наставника. Как отметила студентка Санкт-Петербургского государственного университета, в ее регионе учителя прямо говорили школьникам, что "обязаны научить их на тройку", а если они хотят знать больше, то должны обращаться с этим к репетиторам. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов отметил, что не все семьи сегодня способны предоставить своему ребенку возможность посещать дополнительные платные занятия. Более того, проведенное статистическое исследование показало, что более 10% учителей в России не способны научить школьников даже элементарным вещам. В таких условиях молодой человек, который мечтал стать ученым или исследователем, забывает об этой мечте.
О студенческих проблемах говорил с президентом РАН студент первого курса Высшей школы экономики, набравший в этом году максимальный балл ЕГЭ — 300 баллов по трем предметам. Он отметил, что студенты сегодня получают мизерную стипендию, которой им не хватает на полноценную жизнь. Из-за этого молодые люди вынуждены отвлекаться от занятий, бросать свои научные исследования и идти на подработку, которая может восполнить необходимые денежные средства. Это еще одна причина, по которой студенты перестают грезить о науке, отметил Александр Сергеев. На первых курсах наука еще не может получить что-то от студента, и если ему не хватает средств на жизнь, он вынужден забыть о науке. Глава РАН задумался о создании специального фонда, который ежемесячно выплачивал бы студентам первых курсов необходимую сумму, достаточную для того, чтобы студент мог всецело погрузиться в занятия и не беспокоиться о том, будут ли у него деньги на завтрашний обед.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются студенты, и в частности говорившая с президентом РАН студентка четвертого курса Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, — проблема нежелания работодателей брать студентов с серьезным научным багажом на работу или стажировку в свои компании. Студентка отметила, что написанные ей уникальные научные статьи никак не помогают ей в поиске работы, а работодателям важнее взять человека с трудовым опытом, нежели с научным. Пока одни студенты пропускают занятия ради работы, другие занимались не менее тяжелой научной работой, но востребованными все равно остаются первые. В этом случае глава РАН отметил необходимость возвращения в университеты практики направления лучших студентов на работу — так, как это было в те времена, когда Александр Сергеев сам был студентом. Он отметил, что тогда работу не получали только слабые студенты, а активные и трудолюбивые ребята, да еще и с научным багажом, даже не думали о том, что могут столкнуться с такой проблемой, как невозможность найти работу по специальности.
Но, несмотря на все эти проблемы, в зале нашлось достаточно молодых людей, твердо решивших связать свою жизнь с наукой. Студент первого курса Высшей школы экономики рассказал президенту РАН о своей мечте стать ученым-математиком, строить научную карьеру, отправиться на зарубежную стажировку и затем устроиться в одну из российских или зарубежных лабораторий. Ему президент РАН посоветовал обратить внимание на российскую математическую школу — одну из самых сильных во всем мире. Здесь будущий ученый без труда найдет достойного наставника, ученого с мировым именем, готового передать ему все свои знания и направить на правильный путь. Научную карьеру также хотела бы начать студентка второго курса НИЯУ "МИФИ" — девушка обучается по специальности "математическая физика" и хотела бы не только заниматься наукой, но и создавать что-то для ведущих производителей и представителей бизнеса. Глава РАН посоветовал ей обратить особое внимание на ядерно-лучевую медицину — чрезвычайно востребованную сегодня сферу, развитием которой сегодня занимаются по всей России. Связав жизнь с этой областью, молодой специалист может быть уверен, что он найдет свое место и будет востребован.
В конце встречи Александр Сергеев поблагодарил студентов за встречу и те мысли, которыми они поделились с ним, и пожелал им творческих успехов и великих научных свершений. Встреча завершилась групповым фото в зале заседаний президиума РАН.