3 ноября стали известны имена первых двух лауреатов Международной премии ЮНЕСКО-России им. Д.И. Менделеева за достижения в области фундаментальных наук.
Первым лауреатом Международной премии ЮНЕСКО-России имени Д. И. Менделеева в области фундаментальных наук стал научный руководитель Лаборатории ядерных реакций им. Г.Н. Флерова ОИЯИ Юрий Оганесян. Высокая награда присуждена академику Оганесяну «в знак признания прорывных открытий, расширивших границы периодической таблицы, а также значительного вклада в содействие развитию фундаментальных наук в глобальном масштабе».
Академик Юрий Цолакович Оганесян говорит о полученной им первой международной премии ЮНЕСКО-России имени Д.И. Менделеева за достижения в области фундаментальных наук, о своих научных планах и перспективах:
"Это необычная премия в честь необычного человека – Дмитрия Ивановича Менделеева. В отличие от других премий, она вручается сразу по четырем дисциплинам – химии, математике, физике и биологии. А претендентов должно быть всего двое. Поэтому они должны быть не только специалистами в своей области (в моем случае это физика), но разбираться и в смежных науках. Еще нужно, чтобы была активная научная деятельность, чтение лекций и т.д. То есть претенденты в какой-то степени должны быть похожи на Д.И. Менделеева, который был разносторонним человеком, очень талантливым не только в науках, но и в других сферах, в частности, был членом Академии художеств. До Менделеева нам далеко, но такие требования выдвигаются организаторами премии.
Для меня большая радость и честь, что я стал лауреатом премии имени Д.И. Менделеева.
Эта премия присуждается первый раз. Она была учреждена в 2019 году, когда отмечалось 150 лет с того времени, когда Дмитрий Иванович Менделеев сдал свою Периодическую таблицу в печать. Этот год был объявлен Организацией объединенных наций, потом ЮНЕСКО Международным годом Периодической таблицы. Я принимал участие в работе международного комитета, прочитал за этот год 24 лекции в 8 странах. Должен сказать, меня даже удивило, с каким энтузиазмом был встречен этот научный юбилей во всем мире.
И на разных форумах, и на открытии Международного года Периодической таблицы в ЮНЕСКО, и на его закрытии в Токио все говорили о том, что это событие буквально охватило всех. Очень торжественно проходило собрание, посвященное Периодической таблице, в Москве в большом зале Академии наук, что вызвало неподдельный интерес не только у ученых, но и у учащихся, студентов, преподавателей. Тогда и возникла идея у нашего руководства учредить премию имени Д.И. Менделеева. Эта идея была поддержана не только у нас в стране, но и в мире.
Мы с моим итальянским коллегой профессором Винченцо Бальзани стали первыми лауреатами. Я надеюсь, что и дальше это будет так же серьезно и широко обсуждаться, как это было в промежуток между 2019 годом и нынешним.
15 ноября в Париже состоится вручение премии. Это будет специальная церемония, к тому же в это время будет проходить 41 Ассамблея ЮНЕСКО. На церемонии выступит генеральный директор ЮНЕСКО, президент нашей Академии наук, министр науки и высшего образования и другие. Мы с моим коллегой тоже должны выступить с небольшими 20-минутными докладами. Я сейчас как раз этим и занимаюсь. Буду говорить, конечно, о Периодической таблице Менделеева, о новых элементах, о том, за что мне присудили эту премию.
Это очень приятно, но и ответственно. Ведь в этом проекте участвует много людей, не только из нашего института в Дубне, но и наши коллеги из других институтов России, а также западные партнеры. Большой коллектив людей бился многие годы над этой проблемой – где кончается наш материальный мир, где кончаются элементы, где кончаются ядра. Это одна из самых актуальных проблем, которые стоят перед такими науками, как ядерная физика, астрофизика, атомная физика, химия.
И все-таки открытия, о которых говорилось в оценках нашей работы, – уже прошлое. Эта область науки развивается так быстро, что для того, чтобы двигаться вперед, нужно иметь уже другое оснащение эксперимента. Мы предчувствовали это в процессе работы над сверхтяжелыми элементами и выступили с инициативой построить новую лабораторию, которая была бы по своим возможностям существенно лучше, чем та, в которой были совершены открытия новых элементов. Мы должны были решить задачу – поставить наши стремления и наши желания дальнейших исследований на тот уровень современной и самой передовой науки, который имеется сегодня в мире, Если этот баланс соблюсти, то эффективность нашей работы можно увеличить почти в 100 раз. Мы решили: будем строить новую лабораторию, новый ускоритель, новые сепараторы, детекторы – все будет новым. Ударными темпами, за 7 лет, запустили новый ускоритель, который сегодня дает интенсивность в 10 раз больше, чем любой другой ускоритель подобного типа. Мы будем идти дальше, чтобы получить желаемый фактор – 100. Одновременно с этим мы расширяем программу – будем не только получать новые, более тяжелые, чем 118-й, элементы и исследовать их физические свойства, но и изучать их химические свойства. И здесь, судя по научной литературе, которая наводнена новыми статьями с предсказаниями того, как дальше будет выглядеть Периодическая таблица, как будут меняться свойства этих элементов, как теория относительности будет вносить коррекцию в стройные ряды и группы таблицы, придуманной еще Менделеевым, – вот это и станет сегодня самой актуальной задачей.
В прошлом году Министерство науки и высшего образования РФ вместе с Российской академией наук предложили провести конкурс по всем наукам и выбрать 41 проект. Группа, которая выиграла в конкурсе, получает финансирование в течение трех лет ежегодно по 100 млн руб., и эта группа должна показать результат. Наш проект «Сверхтяжелые элементы» был одним из этих проектов. В нем могут участвовать не только ученые из нашей страны, можно привлекать иностранных коллег, но мы должны обязательно привлечь не менее 30% молодых людей – студентов, аспирантов. Наша группа – 83 человека. В ней есть замечательные ученые не только из России (Санкт-Петербург, Москва, Саров и др.), но также из Израиля, Германии, Швейцарии.
Несмотря на пандемию, мы наши планы не изменили, работаем в том же темпе. К концу гранта мы обязательно выполним все запланированные исследования. Будем детально исследовать физические и химические свойства элементов, которые мы получили, одновременно готовимся к синтезу 119-го и 120-го элементов. Как всегда, самое интересное все еще впереди. Оказалось, что открытие сверхтяжелых элементов стало стартом для возникновения новых проблем, о которых раньше даже не говорили. Вот мы и будем заниматься этими проблемами, для чего нам нужна наша Фабрика сверхтяжелых элементов с ее широкими возможностями. Это наше будущее, новый этап нашей жизни. Он уже начался и будет продолжаться, вероятно, не менее 15 лет".