Брокколи, наряду со многими другими крестоцветными и микроорганизмами, выделяет бромистый метил – газ, который помогает им выводить токсины. Ученые из Калифорнийского университета в Риверсайде (США) считают, что эти газы способны указать на существование жизни на других планетах, говорится в сообщении вуза.

Когда организму требуется вывести вредные вещества, у него включаются специальные «механизмы очистки». Среди них – метилирование, добавление метильной группы (углерода и трех атомов водорода) к нежелательному химическому элементу. Так потенциальные токсины могут превратиться в газы, которые безопасно улетучиваются в атмосферу.

Если бы эти газы были обнаружены в атмосфере другой планеты с помощью телескопов, они наводили бы на мысль о жизни где-то на этой планете, считают авторы работы, опубликованной в The Astrophysical Journal.

У бромистого метила есть ряд преимуществ перед другими газами, которые традиционно используются при поиске жизни за пределами нашей Солнечной системы. Во-первых, бромистый метил остается в атмосфере в течение более короткого времени, чем традиционные биосигнатурные газы. Это говорит о том, что обнаруженное вещество было синтезировано недавно, а значит, его источник все еще может производить этот газ.

Во-вторых, бромистый метил производится преимущественно живыми организмами. В этом смысле ему заметно проигрывает метан, который может выделяться и небиологическим способом – например, в результате извержения вулкана или другого геологического процесса.

Кроме того, бромистый метил поглощает свет рядом с биосигнатурой «двоюродного брата» — хлористым метилом, что облегчает обнаружение обоих веществ.

Хотя бромистый метил чрезвычайно распространен на Земле, его нелегко обнаружить в нашей атмосфере из-за интенсивности ультрафиолетового излучения Солнца, которое быстро разрушает этот газ.

Тем не менее, исследование показало, что бромистый метил будет проще обнаружить вокруг карликовых звезд класса М. М-карлики меньше и холоднее нашего Солнца, и они производят меньше УФ-излучения. Видимость бромистого метила в системе с такой звездой должно быть в четыре раза лучше, чем в планетных системах, подобных нашей. Эта особенность дает преимущество для астрономов, потому что М-карлики встречаются более чем в 10 раз чаще, чем такие звезды, как наше Солнце.

Поэтому исследователи надеются, что астробиологи начнут учитывать бромистый метил в будущих миссиях и при планировании возможностей телескопов, которые будут запущены в ближайшие десятилетия. Также команда Калифорнийского университета планирует изучить, можно ли использовать другие метилированные газы в качестве биосигнатур в поисках внеземной жизни.

[Фото: NASA/JPL/CALTECH]