60-я РАЭ, в составе которой отправилась команда «Центра национального фильма», приковывает к себе внимание очень многих и не только представителей научного сообщества. И это не удивительно, если знать, какие у исследователей планы. В этот раз учёные собираются провести всестороннее исследование реликтового озера Восток, которое было запечатано на протяжении нескольких миллионов лет! Непосредственно этому процессу будет посвящён фильм, «Озеро Восток» / «Lake Vostok», для съёмок которого в Антарктиду отправились Екатерина Ерёменко и Алексей Филиппов.

Некоторые могут удивиться тому, сколько внимания уделяется озеру Восток Реликтовое зеро, которое в процессе развития Земли образовалось миллионы лет назад, было отрезано от остальной части планеты километрами льда. Таким образом, вся экосистема озера Восток была изолирована всё это время, и развитие живых организмов осуществлялось абсолютно независимо от внешних факторов. Необычные живые организмы, неожиданные эволюционные решения, самостоятельная экосистема – это лишь некоторые открытия, которые рассчитывают сделать учёные. Но если дать волю воображению и попытаться предположить, какие ещё сюрпризы может преподнести озеро Восток, дух захватывает даже у человека, который почти не интересуется наукой! Так или иначе, сейчас озеро Восток это одно из самых таинственных и интригующих явлений, открытых человеком.

В 2012 году, когда проводились первые исследования этого уникального явления. Учёным не удалось получить «чистые» образцы из озера. Причиной тому послужили технические и технологические сложности. В этом году было подготовлено оборудование, которое может реализовать планы учёных. При изучении озера Восток предстоит работать в действительно экстремальных условиях. Озеро находится на глубине 4000 метров, температура воздуха на поверхности ниже 60°C, ограниченность в ресурсах и времени, эти и многие другие факторы ставят учёных в очень жёсткие рамки.  Но к этому добавляется ещё и огромная ответственность, ведь за ними будет следить всё научное сообщество!

Значимость работы исследователей подчёркивается участием в экспедиции съёмочной группы Екатерины Ерёменко. Уникальные материалы деятельности российской экспедиции в Антарктиде, на станции «Восток», трудовые будни, гипотезы и достижения ученых и исследователей, а также уникальные кадры, снятые в одной из самых холодных точек планеты – всё это найдет отражение в фильме «Озеро Восток» / «Lake Vostok».

Планируется, что ученые 60-й РАЭ повторно пробурятся в подледное  озеро Восток и первыми в мире смогут добыть чистые образцы воды из озера. Хотя гляциологи уже добрались до озера в 2012 году, хороших чистых образцов воды, как уже было сказано, нет. Россия стала первой страной, которая не только пробурила самую глубокую в мире скважину в ледяном покрове, но и начала изучение подледниковых антарктических водоемов. Этот прорыв позволит не только выявить новые формы эволюции живых организмов и их биоразнообразие, выяснить особенности  подледникового строения земной коры Антарктиды, но и провести предварительные исследования и инженерные испытания новых средств измерений и оборудования для поиска возможных живых организмов на объектах Солнечной системы. Можно сказать, что это почти репетиция исследований на Европе, ледяном спутнике Юпитера.

Как любой важный проект, фильм «Озеро Восток», снимаемый при поддержке Министерства культуры РФ, снискал широкую поддержку со стороны различных организаций.

Русское географическое общество очень заинтересовалось фильмом «Озеро Восток» и выступило с инициативой поддержать производство фильма, передать подарки полярникам на станции Восток и флаг РГО для установки на русской базе в Антарктиде.

Огромную помощь и поддержку в организации экспедиции в Антарктиду по проекту "Озеро Восток" оказали сотрудники компании Canon. ООО "Канон Ру" в рамках партнерства в экспедицию вторым комплектом были переданы камера Canon EOS C300 EF, супертелеобъектив Canon EF 300mm f/2, 8L IS II USM lens, а также зимник под камеру C300/C500.

Съемки фильма будут осуществляться преимущественно в формате 2К, самые яркие и интересные моменты - в формате 4К.

По словам представителя компании Canon по производству оптического оборудования Йошифуме Сатаке (Yoshifumi Satake), как такого, тестирования оборудования при таких возможных низких температур (-50 градусов Цельсия) компания не проводила, однако, производители считают, что проблем при соблюдении ряда условий по бережному обращению с техникой и нахождении ее при съемках на улице в чехле (зимнике) не должно быть.

Огромное значение для проекта имеет непосредственная поддержка Российской антарктической экспедиции, ФГБУ «Арктического и антарктического научно-исследовательского института» (ААНИИ), а также непосредственно руководства РАЭ  в  лице   Лукина Валерия Владимировича и Мартьянова Вячеслава  Леонидовича. Без них участие съёмочной группы «Озеро Восток» / «Lake Vostok» в 60-РАЭ было бы практически невозможно.

Также киностудия «Центр национального фильма» активно сотрудничает в рамках этого проекта с НИЦ «Курчатовским институтом», ФГБУ Петербургским институтом ядерной физики и Горным университетом Санкт-Петербурга.

Стоит отметить, что организаторам и участникам проекта проникновения в подледниковое озеро Восток в Антарктиде, в июне этого года Президент Российской Федерации и Председатель Попечительского Совета Русского Географического общества вручил государственные награды. В частности, В.В.Путин вручил ордена "За заслуги перед Отечеством" четвертой степени заведующему кафедрой бурения Национального минерально-сырьевого университета "Горный" Николаю Васильеву, заведующему лабораторией Арктического и антарктического научно- исследовательского института Владимиру Липенкову и заместитель директора этого института Валерию Лукину, который и возглавляет Российскую антарктическую экспедицию.

В настоящее время научно-экспедиционное судно "Академи Федеров" находится в пути из Санкт-Петербурга в Кэйптаун (ЮАР), где съемочная группа "Центр национального фильма" и присоединится 6 декабря 2014 года к плаванию в Антарктиду.

Капитан судна – капитан дальнего плавания Дмитрий Карпенко, начальник 60-й сезонной РАЭ – Владимир Кучин. На саму станцию Восток группа прибудет в период 22-30 декабря, осуществив перелет с другой  русской станции Прогресс на самолете DC-3 БТ-67 Турбобаслер.  Экспедиция на станцию Восток продлится ориентировочно до 25 февраля 2015 года, после чего съемочная команда фильма отправится обратно на родину и продолжит работы по созданию фильма.

Контактные данные:
Руслан Сидоров, PR-менеджер
Киностудия «Центр национального фильма»
Россия 125445 Москва, Валдайский проезд, д. 16