0 комментариев 1010

6 мая родился астроном Виллем де Ситтер

В его честь назвали кратер на Луне и космологическую модель – 149 лет со дня рождения нидерландского астронома Виллема де Ситтера

На севере Луны, на ее видимой стороне недалеко от полюса, возле кратеров Мейн, Нансен, Петерман, диаметром почти 64 километра, на три километра вниз уходит кратер «де Ситтер». Его назвали в честь нидерландского астронома Виллема де Ситтера – он родился 6 мая 1872-го года.

Работы в области небесной механики, фотометрии звезд и космологии. Более 30 лет наблюдений и изучения спутников Юпитера и новая теория их движения, которая учитывает сжатие Юпитера, солнечные возмущения и взаимные возмущения спутников: эту теорию при расчетах используют до сих пор.

Фотометрические измерения звезд на галактических широтах и систематизация цветовых различий между звездами вблизи Млечного Пути и вблизи галактического полюса, которые после объяснили концентрацией ранних звезд к галактической плоскости.

Одна из первых релятивистских космологических моделей, которая предсказывала возможность быстрых движений космических объектов и стала базой для дальнейших теорий расширяющейся Вселенной, носит имя де Ситтера. Модель де Ситтера – это класс космологических моделей, решения уравнений Общей теории относительности с космологической постоянной, которые описывают вакуумное состояние. Свойства вакуумного состояния зависят от знака этой постоянной и сильно отличают его от «пустого вакуума». Модели с отрицательной космологической постоянной принято называть анти-де-ситтеровскими.

Выдающийся астроном родился в городе Снек на севере Нидерландов, почти у побережья, 149 лет назад. Он получил образование в Гронингенском университете – это один из самых крупных и старейших университетов в Нидерландах.

Из северной Европы – в Южную Африку; окончив учебу, Виллем де Ситтер отправился в обсерваторию на мысе Доброй Надежды: там молодой математик-вычислитель и начал изучать спутники Юпитера, используя и гелиометрические измерения других астрономов, и собственные наблюдения, что в итоге сформировало новую теорию их движения.

На побережье Атлантического океана, где находится мыс Доброй Надежды, де Ситтер провел два года. В 1899 году он отправился в альма-матер и до 1907 года работал ассистентом в Астрономической лаборатории в Гронингене. С 1908-го года стал профессором астрономии в Лейденском университете, а в 1919 – пятидесятисемилетний астроном получил должность директора Лейденской обсерватории. Вместе с изучением Юпитера астроном исследовал неравномерность вращения Земли и объяснил замедление вращения приливным трением.

Наряду с Альбертом Эйнштейном Виллем де Ситтер положил начало применению теории относительности к космологической проблеме. В 1916 году он представил работы по теории относительности Лондонскому королевскому обществу, и они привлекли внимание научного мира к общей теории относительности Эйнштейна.

Виллем де Ситтер умер 20 ноября 1934 года в Лейдене, где работал последние 26 лет своей жизни.

Фото на главной: trv-science.ru