На севере Луны, на ее видимой стороне недалеко от полюса, возле кратеров Мейн, Нансен, Петерман, диаметром почти 64 километра, на три километра вниз уходит кратер «де Ситтер». Его назвали в честь нидерландского астронома Виллема де Ситтера – он родился 6 мая 1872-го года.

Работы в области небесной механики, фотометрии звезд и космологии. Более 30 лет наблюдений и изучения спутников Юпитера и новая теория их движения, которая учитывает сжатие Юпитера, солнечные возмущения и взаимные возмущения спутников: эту теорию при расчетах используют до сих пор.

Фотометрические измерения звезд на галактических широтах и систематизация цветовых различий между звездами вблизи Млечного Пути и вблизи галактического полюса, которые после объяснили концентрацией ранних звезд к галактической плоскости.

Одна из первых релятивистских космологических моделей, которая предсказывала возможность быстрых движений космических объектов и стала базой для дальнейших теорий расширяющейся Вселенной, носит имя де Ситтера. Модель де Ситтера – это класс космологических моделей, решения уравнений Общей теории относительности с космологической постоянной, которые описывают вакуумное состояние. Свойства вакуумного состояния зависят от знака этой постоянной и сильно отличают его от «пустого вакуума». Модели с отрицательной космологической постоянной принято называть анти-де-ситтеровскими.

Выдающийся астроном родился в городе Снек на севере Нидерландов, почти у побережья, 149 лет назад. Он получил образование в Гронингенском университете – это один из самых крупных и старейших университетов в Нидерландах.

Из северной Европы – в Южную Африку; окончив учебу, Виллем де Ситтер отправился в обсерваторию на мысе Доброй Надежды: там молодой математик-вычислитель и начал изучать спутники Юпитера, используя и гелиометрические измерения других астрономов, и собственные наблюдения, что в итоге сформировало новую теорию их движения.

На побережье Атлантического океана, где находится мыс Доброй Надежды, де Ситтер провел два года. В 1899 году он отправился в альма-матер и до 1907 года работал ассистентом в Астрономической лаборатории в Гронингене. С 1908-го года стал профессором астрономии в Лейденском университете, а в 1919 – пятидесятисемилетний астроном получил должность директора Лейденской обсерватории. Вместе с изучением Юпитера астроном исследовал неравномерность вращения Земли и объяснил замедление вращения приливным трением.

Наряду с Альбертом Эйнштейном Виллем де Ситтер положил начало применению теории относительности к космологической проблеме. В 1916 году он представил работы по теории относительности Лондонскому королевскому обществу, и они привлекли внимание научного мира к общей теории относительности Эйнштейна.

Виллем де Ситтер умер 20 ноября 1934 года в Лейдене, где работал последние 26 лет своей жизни.

Иллюстрация: natis76 / ru.123rf.com